Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1 Текст в научном знании. Общее представление о тексте, его свойствах и текстовой информативности 4
2 Структурные элементы текста, или текстовые знаки 9
3 Текст и обыденное сознание 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Можно выделить различные формы знания: 1) обыденное, 2) практико-прикладное; 3) научное . Отдельно отметим чувственное знание, формируемое вследствие способности человека к чувственному восприятию окружающего мира (или чувственному созерцанию). Например, произведения искусства или предметы художественного творчества, воспринимаются иначе, и знание о них отличается от обыденного представления или научного знания. Обыденное представление и знание не является последовательным и системным, не подлежит доказательству или верификации. Общим в чувственном и обыденном знании является их субъективность, а научное знание должно быть объективным.
Гуманитарная парадигма в научном исследовании видит человека как меру всего сущего. Традиционное языкознание больше приближено к кабинетному изучению языка и обращает внимание на описание его внутреннего состояния. К примеру, только лингвистический анализ текста – это выявление особенностей его структурно-семантической архитектоники как продукта естественного языка вне учета рефлексии реципиента и коммуникаций. Но не принимается во внимание личность как носитель языка, кто овладевает и владеет языком, является субъектом текстовой деятельности.
Актуальным представляется изучение текста как психологического явления, акта рефлексии личности субъекта (языковой личности, а не просто «идеального» носителя языка), преломляемого через определённый социокультурно-языковой контекст. Текст – это способ отражения некоторой реальности в сознании языковой личности при помощи элементов языковой системы. Данная позиция дает возможность увидеть привычный объект языкознания в свете «человеческого фактора».
Целью данной работы является рассмотрение особенностей научного рассмотрения категории «текст»: текста в научном знании и обыденном сознании.
1 Текст в научном знании. Общее представление о тексте, его свойствах и текстовой информативности
Для начала определим, что представляет собой научное знание.
Научное знание не отличается однородностью. Как правило, выделяют различные типы научного знания в зависимости от типов, форма и содержания этого знания. И это является важнейшим вопросом философии.
Научное знание представляет собой результат научного исследования или процесса познания, где учитываются, так называемые, критерии научности. Не любое знание является научным, так как не каждое представлением о явлениях или событиях является достоверным (или объективно доказанным).
Объективность научного знания выражается в возможности овладения им любым специалистом и ученым данной отрасли наук, что выражается в критерии интерсубъективности. В свою очередь интерсубъективность подразумевает повторяемость (повторяемость) результатов исследования и особенно экспериментальных данных.
Практико-прикладное знание сближается с одной стороны с обыденным знанием, поскольку ориентировано на совершенствование быта человека, с другой, – имеет общие позиции с научным знанием, поскольку соответствует критерию повторяемости. Но, в отличие от научного знания, практико-прикладное не ориентировано на расширение фундаментального представления о мире и объединения всех отраслей научно-исследовательской деятельности. Таким образом, выделяется следующий критерий научного знания – наличие методологической базы и цели исследования (или телеологический критерий) .
Приведем критерии научного знания:
1) объективность;
2) интерсубъективность;
3) повторяемость (воспроизводимость);
4) методологичность и телеологичность;
5) фундаментальность.
Научное познание отличается от других форм познания своей последовательностью, системностью, объективностью, строгой методологичностью и наличию цели.
Приведем ключевые определения науки, как духовной составляющей человечества и культуры. Наука может быть определена как:
1) познавательная деятельность;
2) особый вид мировоззрения;
3) специфический тип познания;
4) социальный институт.
Научная деятельность – это познавательная или когнитивная деятельность, имеющая целью получение нового знания. Продуктом научно-познавательной деятельности является новое знание в виде научных фактов, обобщений, гипотез, теорий или концепций.
Наука имеет строго определенную структуру: субъект науки, объект и предмет исследования, средства и методы исследования, а также полученные выводы и результаты.
Текст (от лат. textus «ткань; соединение» – письменная или звучащая речь, объединённая смысловой и грамматической связью. Основными отличительными чертами текста являются грамматическая связность и логическая завершённость.
Текст обладает специфическими категориальными свойствами. Впервые система текстообразующих категорий была предложена и разработана И.Р. Гальпериным, который выделил категории содержательные и формально-структурные, где формально-структурные категории имеют содержательные характеристики, а содержательные категории выражены в структурных формах .
Текстовая категория (характеристика) – типологический признак, свойственный всем текстам.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Борботько, В. Г. Принципы формирования дискурса. От психолингвистики к лингвосинергетике / В.Г. Борботько. - М.: Либроком, 2019. - 288 c.
2) Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного: пер. с нем. / X,-Г.Гадамер. М.: Искусство, 1991. – 265 с.
3) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2007
4) Глухов, В. П. Психолингвистика / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2019. - 344 c.
5) Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. - М.: РГГУ, 2017. - 566 c.
6) Лотман, Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – 384 с.
7) Рассел, Джесси Психолингвистика / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 102 c.
8) Ревуцкий О.И. Анализ художественного текста как коммуникативно обусловленного связного целого. – Мн.: НИО, 1998. – 67 с.
9) Слобин, Д. Д. Слобин. Психолингвистика. Дж. Грин. Психолингвистика. Хомский и психология / Д. Слобин, Дж. Грин. - М.: Либроком, 2019. - 352 c.
10) Уланович О.И. Психолингвистика. – Мн.: МИУ, 2004. – 74 с.
11) Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – No1. – С. 107 – 120.