Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа
Словарь детской речи различных видов языковых инноваций
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ:
КАЗКУ, сущ. Сказка. / Чу казку. Просит почитать сказку и протягивает
книгу. (Пропуск согласной) (Тимошина Аня; 1,5 – 2).
КОРЛИК, сущ. Кролик. / Ребенок называет и ищет своего игрушечного
кролика (Ваня Гришин; 2 – 3).
МАКАСИН, сущ. Магазин. / Ребенок просит, чтобы зашли в магазин и
указывает на него. (Замена звонкого согласного глухим) (Юля Павлова; 2,1 –
3 г.).
МАМА, сущ. Маша. / Ребенок зовет сестру Машу. (Замена согласного) (Аня
Тимошина; 1,5 – 2).
МИМА, сущ. Дима. / Ребенок называет или зовет брата Диму. (Пропуск
согласного). (Свиридова София; 1,2 – 2,2 г.)
ПАКАТЬ, гл. Плакать. / Утешает плачущую девочку. (Пропуск согласного)
(Сережа Рагозин; 2 - 2,3 г.).
ПАПА, сущ. Лампа. / Просит включить свет и указывает на люстру или
лампу. (Аня Тимошина; 1,5 – 2).
ХОЛИЛЬНИК, сущ. Холодильник. / Ребенок просит еду из холодильника или
хочет открыть и посмотреть, что в холодильнике. (Пропуск слога) (Сережа
Рагозин; 2 - 2,3 г.).
ХОДИЛИЛЬНИК, сущ. Холодильник. / Ребенок просит еду из холодильника.
(Метатеза и замена гласной). (Юля Павлова; 2,1 – 3 г.).
2
ЧУ, гл. Хочу. / Чу казку. Просит почитать сказку. (Пропуск слога) (Аня
Тимошина; 1,5 – 2).
ШИНА, сущ. Машина. / Ребенок смотрет мультики про машинки и играется с
машинками, на улице указывает на машины. (Пропуск слога) (Сережа
Рагозин; 2 - 2,3 г.).
БЫЛИ, гл. Были. / Ребенок рассказывает о своем дне в детском саду (В саде
ыло много ребёнышей). (Пропуск буквы) (Сережа Рагозин; 2 - 2,3 г.).
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ:
БЕСПОМОШНЫЙ, прил. Сделанны самостоятельно, без чьей-либо помощи.
/ Мама сделала беспомощный торт. (Мама сделала торт без чьей-либо
помощи) (Отклонения от нормы интерпретации значения слова) (Ваня
Гришин; 2 – 3).
ГОРЬКИЙ, прил. С резким острым вкусом. / Он горький. В нем много соли.
(Имеется ввиду соленый. Много соли). (Смешение различных вкусовых
понятий). (Свиридова София; 1,2 – 2,2 г.).
ДАЛЕКИЙ, прил. Храбрый, отвыжны. / Далекий солдат. (Удалой солдат).
(Смешение близкозвучащих однокоренных слов). (Сережа Рагозин; 2 - 2,3 г.).
ЕЩЕ, нар. Подразумевается будущее врем. / Мы там были еще. (Мы там
были уже). (Смешениие антонимов из-за незнания их различительного
признака). (Аня Тимошина; 1,5 – 2).
ЛЮДИ, сущ. Синоним слова люди «народ» / Это не народ, а люди.
(Незнание синонимичного ряда слов). (Юля Павлова; 2,1 – 3 г.).
МАМА, сущ. Один из родителей. / Это твои родители. – Нет, это –мама.
(Сужение значения слова. Из смысловой структуры слова исключено
значение «мама») (Аня Тимошина; 1,5 – 2).
ПОПЕРЧИТЬ, гл. Добавить что-то. / Поперчить перцем. (Расширение
значения слова. Из смысловой структуры слова «поперчить» исключено
конкретное значение «добавить перец»). (Сережа Рагозин; 2 - 2,3 г.).
3
ПРИХОДИ, гл. Входить куда-либо. / Приходи в дом. (Заходи в дом) (стоит в
доме на пороге и зовет зайти). (Смешение близкозвучащих однокоренных
слов). (Ваня Гришин; 2 – 3).