Фрагмент для ознакомления
2
1. Значение коммуникативного обучения иностранному языку
Устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего хотят научиться говорить на этом языке. Родители, оценивая результаты и эффективность своих затрат, прежде всего обращают внимание на способность своих детей к устно-речевому общению на изучаемом языке. Здесь стоит обратить внимание на одну немаловажную деталь. При обучении говорению 10–12 лет назад акцент смещался в сторону обучения монологу. В работе международных конференций, встреч, симпозиумов и семинаров могли принять участие лишь немногие, но и там личные контакты не поощрялись. Диалог был скорее похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления. Каждая сторона старалась представить свою позицию в наиболее выгодном свете.
Сегодня речь идет о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это и понятно, ведь в реальном общении нам редко приходится выступать с продолжительными монологами. Общение в большинстве своем либо диалогично, либо полилогично.
Основная цель участников общения – поддержание речевого взаимодействия, в ходе которого происходит последовательное порождение собеседниками разнообразных по своему функционально-коммуникативному назначению речевых актов. Эти речевые акты – высказывания, объединенные ситуативно-тематической общностью, – направлены на обмен информацией и мнениями, побуждение к действиям, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.
Ситуация характеризуется Е.И. Пассовым как «такая динамическая система взаимоотношений обучающихся, которая благодаря ее отраженности в сознании порождает личную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность». Ситуацию рассматривают как обучающий прием развития речи (Г.И. Рожкова). А.А. Леонтьев характеризует ситуацию как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному нами плану, будь эти условия заданы в тексте или созданы учителем в классе».
По мнению А.А.Алхазишвили, в ситуации «обучаемый, осуществляя акт речевого общения, имеет целью удовлетворение каких-либо, в принципе, не учебных потребностей». Е.И. Матецкая рассматривает ситуацию «как модель таких жизненных ситуаций, в которых учащиеся определенного возраста много и охотно говорят». Е.И.Холодков характеризует ситуацию как «объективную реальность, на основе которой развивается другая реальность».
Рассмотрим, что же такое «ситуативность». Оригинальны в этом смысле рассуждения М.С.Ильина. Он считает, что говорящий выражает свои мысли «всякий раз таким единственным образом, что для определения ситуации звучание речи длится определенное время». Отсюда вывод: ситуативность – это соответствие естественного темпа речи и ситуации. Другие методисты (И.И.Берман, В.А.Бухбиндер) определяют ситуативность как качество речи, ее свойство языковыми средствами отражать ситуацию.
Ситуативность — характеристика поведения или психических процессов, отражающая их связь с чувственно воспринимаемой ситуацией. Для ситуативного поведения (как и ситуативных эмоций, желаний, мышления, речи и пр.) характерна устойчивая зависимость от воспринимаемой обстановки, в которой находится субъект. Ситуативные проявления определяются не самим субъектом, а его предметным окружением.
Ситуативность – условие, жизненно важное для обучения говорению. Ситуация - это стимул к говорению. И действительно, ситуация – это система взаимоотношений собеседников, а не окружающие их предметы. Именно взаимоотношения собеседников побуждают их к определенным речевым поступкам, порождают потребность убеждать или опровергать, просить о чем–то или жаловаться. И чем шире и глубже эти взаимоотношения, тем легче общаться, ибо за речью стоит большой контекст – контекст совместной деятельности. Сущность ситуативности показывает, что ее реализация немыслима без личностной индивидуализации, так как создание на уроке ситуаций как системы взаимоотношений возможно только при хорошем знании потенциальных собеседников, их личного опыта, контекста деятельности, интересов, чувств и статуса их личности в коллективе класса.
Итак, ситуативность как компонент методического содержания урока определяет следующие положения:
• ситуация общения на уроке может быть создана лишь в том случае, если она будет основываться на взаимоотношениях собеседников (учеников и учителя);
• каждая фраза, произносимая на уроке, должна быть ситуативной, т.е. соотноситься с взаимоотношениями собеседников;
• ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования навыков, т.е. в подготовительных упражнениях (лексических и грамматических).
Таким образом, ситуативность речи есть особое ее свойство, проявляющееся в том, что речевые единицы в смысловом и временном параметрах всегда соотносятся с ситуацией и создают потенциальный контекст определенного диапазона.
Речевая ситуация— это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания.
• Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями.
• Речевая ситуация требует от коммуникантов6 соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения (представьте ситуации диалога с врачом, беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).
• Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой.
С.Ф. Шатилов рассматривает речевую ситуацию как «экстралингвистические обстоятельства, которые побуждают человека реагировать речевыми действиями, решать в этой связи коммуникативные задачи» [27; 7].
Все это в совокупности придает речи коммуникативный характер.
В естественном акте коммуникации человек высказывается только в том случае, когда у него возникает потребность, обусловленная какими-то обстоятельствами действительности и отношениями общающихся. В учебных условиях мотив не возникает сам собой и очень часто речь вызывается диктатом учителя. В результате возникает фиктивная речь, которая является речью лишь по форме. Именно потребность и внутреннее желание высказаться расценивает американский психолог Риверс как первое и необходимое условие общения на иностранном языке. Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию, так как мотив речи «гнездится» в ситуации. Чтобы создать учебную ситуацию, вызывающую речь, нужно представлять себе ее структуру.
Подводя итог, выделим основные положения, которые подсказаны повседневной речью и могут послужить опорой для дальнейшего изучения феномена ситуации.
1. Экспликация элементности ситуации и взаимодействия между ее составляющими открывает широкие возможности для рассмотрения ситуации как системы.
2. Выделение основного системообразующего фактора ситуации — субъекта позволяет говорить о необходимости приложения к феномену ситуации методов, оформившихся в русле субъективно ориентированной (интроспективной) онтологии.
3. Конкретность ситуации в практике общения подводит к рассмотрению ее как бытия конкретного, противопоставляемого бытию абстрактному как исходной категории философии.
4. Ситуация как смысловая реальность указывает на необходимость изучения данного феномена в контексте проблем понимания, интерпретации, смысловых универсалий и идентификации личности.
5. Будучи многомерной реальностью, которая может быть освоена человеком в нескольких основных вариациях, ситуация должна изучаться в деятельностном контексте.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ В КОММУНИКАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Проблема создания на уроке условий, приближенных к реальному общению, остается одной из центральных в методике обучения устной речи. Важнейшей стороной реальной коммуникации является речевая ситуация – такие условия и обстоятельства, которые, являясь личностно-значимыми для говорящего, побуждают его к речевой деятельности, определяют содержание и языковое оформление высказываний.
Устно-речевая ситуация, используемая в обучении иностранному языку, должна отвечать следующим требованиям: