Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1:
Глоссарий основных понятий психологии труда
Адаптация профессиональная - 1) сложный и длительный
процесс, который начинается со времени вступления в трудовую деятельность и продолжается на протяжении всей жизни [33, с. 655];2) приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых умений и навыков, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности [13, с. 274]; 3) период профессионального становления личности, который наступает после окончания учебного заведения. Характеризуется новой системой отношений в разновозрастном производственном коллективе, иной социальной ролью, новыми социально-экономическими условиями и профессиональными отношениями, приобретением профессионального опыта и самостоятельным выполнением профессионального труда. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер [13, с. 274].
Анализ продуктов деятельности - 1) метод психологического изучения результатов труда испытуемых: различных поделок, технических устройств, производственных изделий, чертежей и т.п. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне развития профессионально важных качеств испытуемого: аккуратности, ответственности, точности. Анализ количества и качества изделий, изготовленных в течение определенного промежутка времени, позволяет обнаружить продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда, время наступления утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда. Анализ продуктов деятельности как метод целесообразно использовать при исследовании обучаемости профессии [13, с. 76]; 2) метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие силы и способности людей [22, с. 17].
Аттестация - 1) процесс оценивания соответствия кого-либо или чего-либо некоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, в совокупности характеризующих качество объекта оценки. Различают следующие виды аттестации: аттестацию персонала, учащихся, студентов, слушателей; рабочих мест; продукции; товара; учебных заведений. Целями аттестации провозглашаются стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты труда [13, с. 321]; 2) присвоение квалификации соответствующим контролирующим органом. В социологии термин имеет более широкое значение и распространяется в целом на процесс признания обществом способности индивида через присвоенную ему квалификацию. Аттестация является эффективным инструментом в руках профессиональных объединений в лице их аттестационных органов, определяющих, кто может, а кто не может заниматься самостоятельной профессиональной деятельностью в зависимости от успешного или неуспешного процесса аттестации [24, с. 26].
Врабатывание - динамика функционального состояния человека в начальный период работы. Выделяют три стадии врабатывания:
1) стадию мобилизации, охватывающую период от момента начала подготовки к деятельности до включения в деятельность; 2) стадию первичной реакции, развивающейся на короткий период после начала работы;
3) стадию гиперкомпенсации, характеризующуюся поиском такого режима труда, при котором достигаются стабильный оптимальный для
данных конкретных условий ритм, необходимая интенсивность и точность рабочих движений и их объем (при минимальном расходе физиологических резервов). В период врабатывания характерно появление ошибок в деятельности. Длительность периода врабатывания зависит от тренированности человека, его исходного состояния, сложности деятельности и факторов среды [47, с. 26].
Вторичная профессионализация - период профессионального становления личности, характеризующийся повышением квалификации, индивидуализацией технологий выполнения деятельности, выработкой собственной профессиональной позиции, высоким качеством и производительностью труда [13, с.51]
Выбор профессии - 1) решение об оптимальном соотношении
между личными склонностями и способностями, с одной стороны, и возможностью получения профессии, потребности общества в кадрах - с другой [15, с. 97]; 2) выбор индивидом определенного вида трудовой деятельности в рамках потребностей народного хозяйства, сложившейся на основе существующего разделения труда. Выбор профессии, впрочем, как и особенности психики человека, целиком зависит от качества воспитания и обучения. При выборе профессии важную роль играют следующие компоненты: информированность подростка; склонности; способности; определенные отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный профессиональный план [30, с. 44].
Гуманизация труда - организация труда, направленная на профилактику переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональных деформаций личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития субъекта труда, развития его личностного потенциала. Для решения этих задач применяются технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия.
При решении задач гуманизации труда психологическими средствами широко используются оптимизация функциональных состояний субъекта деятельности, профессиональный психологический отбор, совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки, рационализация социальной и физической среды с учетом индивидуальных особенностей [34, с. 54].
Действие - единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели [30, с. 323]
Деструкции профессионализации - количественные (кумулятивные) и качественные (инновационные) изменения в процессе профессионализации, сопровождающиеся стагнацией и деформацией личности [13, с. 235].
Деструкции профессиональные - 1) разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионализации [43, с. 5]; 2) изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими профессионалами [43, с. 62].
Деформация личности профессионала - изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполняемой профессиональной деятельности [13, с. 321].
Деформация профессиональная - психофизиологические, социально-психологические и психические изменения личности, возникающие в процессе выполнения профессиональной деятельности [30, с. 327].
Деятельность - целенаправленная активность субъекта для достижения определенного результата [30, с. 323]. Деятельность трудовая играет определяющую роль в человеческой жизни. Именно от нее зависит существование человека и общества. Содержание трудовой деятельности определяется тем или иным подходом к анализу уровней деятельности. В настоящее время можно выделить следующие подходы к анализу уровней трудовой деятельности:
По Е.М. Ивановой:
• Нормативно-параметрический уровень: характер объекта труда и объективные характеристики субъекта труда - работника.
• Морфологический уровень: структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда.
• Функциональный уровень анализа: интеграция нормативно-параметрических и морфологических характеристик объекта и субъекта труда [31, с.37 - 38].
По В.Д. Шадрикову:
• Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии, а также личностная значимость.
• Компонентно-целевой уровень трудовой деятельности, предполагающий выделение данной трудовой деятельности в целом, составляющих эту деятельность отдельных операций, информационной основы каждого действия, качеств индивида, влияющих на эффективность труда.
• Информационный уровень: психофизиологический аспект, оценочный аспект, собственно психологический аспект.
• Структурно-функциональный уровень, который позволяет выявить связи между отдельными компонентами деятельности, раскрывает функциональную соподчиненность отдельных компонентов.
• Индивидуально-психологический уровень [31, с. 38 - 39].
По Е.А. Климову:
•Уровень деяний. Деяние - это целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру.
•Уровень действий. Действие - это совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели.
•Уровень микроэлементов действия.
•Уровень макроэлементов действия [31, с. 39].
Идентичность профессиональная - профессиональный Я-образ, включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного Я; осознание своей тождественности с профессиональным образом Я [13, с. 324].
Индивидуальный стиль деятельности - 1) устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных индивидуальных стилей деятельности заключена в существовании «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов осуществления деятельности. Интенсивность мотивации какой-либо деятельности определяет наличие и степень выраженности индивидуальных стилей деятельности [36, с. 137]; 2) неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях [33, с. 135].
Индивидуальный стиль трудовой деятельности - характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение [31, с. 39].
Карьера - 1) результат (ы) профессионального или должностного положения в жизни индивидуума [7, с. 276]; 2) продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, определенного положения в обществе. В положительном смысле карьера обозначает заслуженный результат эффективного общественно полезного труда. В отрицательном смысле употребляется, если карьера - самоцель, достижению которой подчинены все интересы личности с использованием любых средств [31, с. 48]; 3) успешное продвижение работника в сферах общественной, служебной, профессиональной, научной деятельности и др. [13, с. 125].
Квалификация - 1) степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы [15, с. 222]; 2) динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны, потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности, а с другой - уровень развития самого работника [15, с. 70].
Коллектив - 1) макрогруппа интегрированных, объединенных общими целями, замыслами, задачами, проектами людей, которая достигла в процессе социально-ценностно-совместной деятельности высоких результатов, высокого уровня эволюции [52, с. 268]; 2) группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития [45, с. 220]; 3) ячейка общества, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы; сплоченная общность людей, характеризующаяся отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, общими ценностными ориентациями, установками и нормами поведения; высшая ступень развития социальной группы [10, с. 94].
Коммуникативность - вид социального взаимоотношения человека с людьми, основанный на обмене мыслями и чувствами, духовными ценностями, который характеризует широту и интенсивность общения. Для высоких значений фактора коммуникативности характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечность. Такие люди имеют много друзей, активно помогают окружающим, в одиночестве скучают, охотно принимают участие во всех групповых мероприятиях и, что особенно важно, в совместной деятельности с другими людьми умеют согласовывать свои действия с коллективными, в процессе труда и общественной деятельности учитывают интересы других [21, с. 51].
Комната психологической разгрузки - специально оборудованное на предприятии помещение, в котором в специально отведенное время в течение рабочего дня осуществляется психологическая работа по снятию накопившегося у субъекта утомления и напряженности. Имитация в производственных условиях естественно-природного окружения осуществляется с использованием светорелаксационной, звуковоспроизводящей и генерирующей запахи аппаратуры. При необходимости проводятся сеансы индивидуальной и групповой психической саморегуляции (аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация и т. п.), которые способствуют повышению работоспособности, скорости реакции, улучшению общего состояния, снижению травматизма [23, с. 76].
Компетентность (от лат. competency) - психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением [33, с.308]. При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам: степени овладения нужными умениями и навыками; юридическому соответствию; профессиональному опыту специалиста. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации [35, с. 186].
Консалтинг - анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, управление конфликтами, оценка и отбор персонала, планирование карьеры, адаптация персонала [13, с. 322].
Конфликт (англ. conflict от лат. confliktus - столкновение) -1) широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии и других науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимают актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновение самих оппонентов [5, с. 238]; 2) трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между людьми в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами [22, с. 193].
Конформность - психологическая характеристика поведения человека, выражающаяся в его податливости «давлению» группы, т.е. в ситуации конфликта между своим мнением и мнением группы он формирует мнение, совпадающее с мнением большинства [40, с. 325].
Кризис возрастной - 1) особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характеризуемые резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота протекания могут заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом [45, с. 308]; 2) критические периоды индивидуального психологического развития при переходе в последующий период возрастного развития, характеризующиеся качественными психическими преобразованиями в сферах сознания, деятельности, социального взаимодействия личности [И, с. 560].
Кризис профессионального становления - 1) перестройка личностной направленности профессионального развития, сопровождающаяся изменением смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональной позиции, сменой способов выполнения деятельности, изменением взаимоотношений с окружающими [30, с. 325]; 2) субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты, которые появляются при переходе от одного периода профессионального становления к другому. Кризис профессионального становления сопровождается сменой социальной ситуации развития, изменением содержания ведущей деятельности, освоением либо присвоением новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройкой личности. Все эти изменения вызывают психическую напряженность личности [13, с. 209].
Кризис профессиональной карьеры - противоречие между желаемой карьерой и ее реальными перспективами [40, с. 325].
Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [30, с. 325].
Личность (англ. personality от лат. persona - маска актера; роль, положение; лицо, личность) - 1) устойчивая система социально значимых качеств индивида, результат его общественного развития, характеристика его социальной значимости [10, с. 100]. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретенное им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества [5, с. 263]; 2) индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями [22, с. 77].
Мастерство - 1) совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческому решению возникающих проблем. Уровень мастерства - не застывшая, неизменная структура. В процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность, благодаря чему осуществляется переход с одного уровня умений на другой [40, с. 66]; 2) овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели - целеполагания, творческое использование различных умений в соединении с высокой профессиональной активностью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе [15, с. 302-303].
Метод анамнеза профессионального становления - сбор данных об истории развития человека как субъекта труда. Профессиональный анамнез применяется для исследования мотивов труда, выявления некоторых профессионально значимых качеств, обнаружения критических (профессионально важных) событий, построения прогноза карьеры и т.д. Предметом рассмотрения являются высказывания испытуемого о своем прошлом [17, с. 154].
Метод изучения документации - способ сбора объективной информации о процессе труда, травматизме, составе работающих, их профессиональной подготовке и квалификации [13, с. 323].
Метод профессиональной пробы - один из способов профессионального отбора, заключающийся в исследовании поведения испытуемого (например, абитуриента) в условиях искусственного включения его в предполагаемую будущую профессиональную деятельность [13, с. 61].
Методы психологии труда - основные пути и приемы познания закономерностей взаимодействия человека и профессиональной среды. Поскольку для психологии труда характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых явлений и процессов, в ней используется широкий ассортимент методов (и конкретных методик), сложившихся в психологии и других науках. С помощью психологических методов осуществляется анализ деятельности субъекта труда, проводится оценка влияния различного рода факторов на профессиональную деятельность и ее результаты. Применение их в психологии труда осуществляется по двум направлениям: в целях исследований или в целях испытаний. В результате исследований (наблюдение, эксперимент, опрос и др.) устанавливаются определенные факты и закономерности, раскрываются механизмы деятельности субъекта труда, проводится психологический анализ деятельности. В результате испытаний, проводимых обычно с помощью тестов, у субъекта определяется наличный уровень тех или иных психологических качеств и характеристик [29, с. 25].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2003.
3. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М, 2001.
5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003.
6. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / Под ред. Р. Артура. М., 2000.
7. Большой толковый социологический словарь: В 2 т. - М., 2001.
8. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов,1992.
9. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. СПб., 2003.
10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2002.
11. Еникеев М.К, Кочетков О.А. Общая, социальная и юридическая психология: Крат, энцикл. слов. М., 1997.
12. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. М.; Екатеринбург, 2003.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2000.
15. Зеер ЭФ., Намятова И.М., Панова Ж.А. Практикум по психологии профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2001.
16. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова И.О. Практикум по основам профориентологии: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2004.
17. Исмагилова Ж.Ф. Основы профессионального консультирования. Екатеринбург, 1998.
18. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль, 1991.
19. Kumaee-Смык ЛА. Психология стресса. М., 1983.
20. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. М., 1998
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
22. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2001.
23. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981.
24. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А -* Я: Слов.-справ. / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. М., 2000.
25. Милерян Е.А. Психология формирования трудовых политехнических умений. М., 1973.
26. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
27. Немое Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. М., 2001. Кн. 1: Общие основы психологии.
28. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб, 1996.
29. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. М, 2004.
30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб, 2003.
31. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учеб. пособие. М„ 1997.
32. Психическая напряженность в трудовой деятельности / Под ред. Л.Г. Дикой. М, 1990.
33. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. СПб, 2003.
34. Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности / Отв. ред. А.В. Карпов. Ярославль, 1987.
35. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, И.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Неймера. Ростов н/Д, 2003.
36. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1983.
37. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1997.
38. Психология: Слов. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
39. Психология труда: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Карпова. М., 2003.
40. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление пофессионала. М.,2003.
41. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности»/ Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 3.
42. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности: Психофизиологические исследования работоспособности в условиях монотонной деятельности. М., 1980.
43. Садовникова Н.О., Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции. Екатеринбург, 2005.
44. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2004.
45. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
46. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. Минск,2003.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2002.
48. Толонёк В.А. Стили профессиональной деятельности. М.,1999.
49. Человек - производство - управление: Психол. слов.-справ. руководителя /Под ред. А.А. Крылова и В.П. Сочивко. Л., 1982.
50. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М., 1997.
51. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
52. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
53. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск,1998