Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Понятие, признаки и виды коррупции
В п.1ст.1.Федерального закона «О противодействии коррупции» «коррупция» законодательно раскрывается, как перечисление противоправных действий, являющихся типичным проявлением коррупции, а именно злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и указан сущностный признак коррупции – это незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.
Коррупция обоснованно рассматривается как одна из главных угроз мировому сообществу в целом, а не только отдельным государствам[6]. В связи с этим положения Конвенции ООН против коррупции, которую Российская Федерация подписала в декабре 2003г. в числе первых, принимаются во внимание при формировании антикоррупционной политики Российской Федерации и мер по ее реализации.
Организация «Фонд ИНДЕМ» провела исследование, его результаты – 55% признают, что имеют личный опыт дачи взяток для решения проблем (из них 19% делают это часто, 34 % - изредка); 45% никогда не приходилось делать этого. Опрошенные 25-44 лет - дают взятки чаще (61-64%), чем молодежь (53%) и люди старшего возраста (52 % в группе 45-59 лет и 35 % в группе 60 лет и старше). Сферы, где больше взяток - местные органы власти (31%), ГИБДД (30%), полиция (22%), федеральное правительство (20%), крупный бизнес (16%), судебную систему (14%).
Средства нормативно-правового регулирования характеризуются как «комплекс нормативных правовых предписаний, регламентирующих приёмы, способы противодействия коррупционным отношениям, и юридических технологий, связанных с эффективным правовым инструментарием, юридической техникой, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующих снижению факторов коррупционной деятельности и порождающих её причин»[7].
Система нормативно-правового противодействия коррупции в России строится на элементах: общие (концептуальные) положения; антикоррупционная экспертиза; уголовно- и административно-наказательный, системно-структурный и административно-процедурный; публично-служебный блок, информационно-правовой блоки.
Механизм антикоррупционной деятельности (ст.1.ФЗ) включает 3важнейших системных элемента: профилактику коррупции; пресечение фактов коррупции; минимизацию и/или ликвидацию последствий коррупции. Взятые вместе, они должны быть достаточной основой для функционирования государственной системы противодействия коррупции.
Механизм противодействия коррупции в России основывается на применении подходов, прописанных в Национальной стратегии противодействия коррупции, которая включает меры юридического, политического, социального, психологического и управленческого воздействия на различных уровнях.
В механизме противодействия коррупции выделяют статическую и динамическую стороны. Статическая - система антикоррупционных правовых средств, субъекты противодействия проявления коррупции. Динамическая сторона – это формы организационно-правовой деятельности субъектов противодействия[10].
Принципы противодействия коррупции обладают системообразующим значением, служат для формирования норм и обеспечивают единство правоприменения, выступая в качестве ориентира при рассмотрении правовых коллизий.
Актуальный вопрос нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в России на данном этапе вопрос об антикоррупционном правовом мониторинге, представляет собой деятельность, включающую сбор, наблюдение, изучение, анализ, контроль относящихся к регулируемому вопросу актов законодательства и подзаконных актов, материалов научных исследований, положительной и негативной практики применения действующих актов, иных аналитических, статистических, служебных материалов, социологических исследований о состоянии законодательства[8].
В качестве важного средства антикоррупционного мониторинга необходимо рассматривать социологические исследования[11], они могут проводиться на разных уровнях и включать различные объекты изучения, в частности реализацию антикоррупционных законов на разных уровнях власти, деятельность различных общественных организаций и коррупциогенность различных сфер общественной жизни.
Также средством профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза. Правительством РФ были приняты постановления №195и196 от 5марта 2009г., утвердившие Правила проведения экспертизы проектов НПА в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также Методику проведения экспертизы проектов. Коррупциогенными факторами признаны положения проектов документа, которые могут способствовать проявлению коррупции при их реализации, стать основой коррупционной практики или создавать условия для легитимизации коррупционных правонарушений, допускать или провоцировать их.
В отношении нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в современной России немаловажным является вопрос о принципиальном выборе законодателя между «запретительной» и «рекомендательной» системами противодействия коррупции.
Сторонники запретительного подхода считают, что: «именно детальная регламентация поступков государственных служащих является гарантией снижения коррупционных возможностей»[12]: это направление, достаточно традиционное для отечественного права, ставит целью законодательное прописывание всех действий публичной службы. Второй рекомендательный подход, связанный с этикой публичной службы, с пропагандой высоких социальных ценностей, практически не находит применения ни в нормативно-правовом регулировании, ни в политике освещения деятельности публичной власти в СМИ.
Россией ратифицирована европейская уголовно-правовая антикоррупционная конвенция и не ратифицирована гражданско-правовая (приняты Советом Европы в 1999г.), т. о., страна определённо тяготеет к уголовной трактовке проблемы коррупции. Большинство случаев коррупционных правонарушений в российском праве подпадают под действие УК РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 25.12.1993 г.; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: ФЗ от 8 марта 2006г. №40-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. -№ 12. -Ст. 1231.
3. О противодействии коррупции: ФЗ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
4. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе норматив ных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ.2009. - № 29. - Ст. 3609.
5. Указ Президента РФ от 13.03.2012 №297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг. и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143660/).
6. Астафьев,Л.В. К вопросу о понятии коррупции // Коррупция в России: состояние и проблемы. - М., 2011.
7. Барциц, И.Н. Антикоррупционная экспертиза как неотъемлемый элемент правотворчества // Право и управление XXI век. 2009. № 4 (13). С. 14.
8. Бирюков,А.В. Антикоррупционная правовая политика России: история и современность : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2014.
9. Власенко,Н.А., Грачева,С.А., Рафалюк,Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 70.
10. Долгова,А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000. - 230с.
11. Епифанов,А.Е., Симон,А.Л. Теоретические основы механизма противодействия коррупции в отечественном праве // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.5. Юриспруденция. - 2013. - №4 (21).
12. Макаров,А.А., Чупков,В.М. Административно-правовые вопросы и экономические проблемы противодействия коррупции в органах власти и управления // Адм. и муницип. Право, 2010. - №6.
13. Рудьман,Д.С. Особенности правового статуса граждан в условиях правового режима контртеррористической операции: теоретические аспекты // Актуальные проблемы российского права, 2009. - №1(10);
14. Рушайло,В.Б. К вопросу о теории административно-правового режима // Современное право, 2003. - №8.
15. Строителев,А.Н. Режимы чрезвычайного положения и контртеррористической операции - правовая основа в борьбе с терроризмом // Обозреватель-Observer, 2010. - №9.