Фрагмент для ознакомления
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительной общеразвивающей программы «Экологическая биохимия»
Биологическая химия – одна из ведущих наук современной биологии. Программа расширяет мировоззрение в области естественных наук, знание жизненных процессов и открывает большие перспективы управления ими. Главными задачами биохимии является изучение химического состава живых организмов, структуры веществ, из которых они построены, последовательности и взаимосвязи реакции химических превращений, которые характерны для живого и отличают его от неодушевленного.
Направленность программы. Образовательная концепция программы включает в себя: изучение основных биохимических элементов и соединений, их структуры, свойств, функций и значения в природе и жизни человека. Особое внимание уделяется разделам биохимии, имеющим непосредственное отношение к современным экологическим проблемам, овладению биохимическими методами исследования, в совокупности с другими методами анализа, систематики, моделирования экосистем, прогнозирования и т.д.
Новизна программы. Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально-волевых и нравственных качеств.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы заключается в дополнении содержания учебного материала по биологии вопросами исследовательской работы, кроме того, в процессе применения как традиционных, так и современных педагогических технологий углубленное изучение отдельных тем.
Актуальность программы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся целостную систему знаний о биохимических механизмах адаптации живых организмов к изменяющимся условиям в окружающей среде; реакции организмов на вирусную инфекцию, эколого-биохимические внутривидовые и межвидовые взаимодействия микроорганизмов, грибов, низших и высших растений, беспозвоночных и позвоночных животных.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что воспитание экологической культуры, отвечающей предназначению личности как гражданина Мира, идет через эколого-биологическую направленность. В процессе экскурсий обучающиеся глубже познают окружающую природу в целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг, развивают смекалку и находчивость. Данный курс пропагандирует здоровый образ жизни.
Цель программы: усвоение учащимися основных положений статической биохимии, приобретение представлений о химическом составе и молекулярной структуре живых организмов и овладение основными методами их исследования, разделов динамической и функциональной биохимии и их экологических аспектов, изучение общих закономерностей обмена веществ и энергии в клетке, его регуляции и с из физиологическими функциями организма, условиями его протекания, а также приобретение навыков научно-исследовательской работы, осознание кружковцами конкретных биохимических механизмов, посредством которых осуществляется приспособление (адаптация) организмов к окружающей среде.
Задачи программы:
обучающие:
- знакомство с оборудованием экобиохимической лаборатории, правилами и техникой безопасности работы;
- ознакомление с основными классами органических соединений и неорганических веществ, входящих в состав живых организмов;
- рассмотрение структуры и функций таких биомолекул, как углеводы, липиды, белки, витамины и микроэлементы, нуклеиновые кислоты, гормоны и медиаторы;
- изучение фотосинтеза, дыхания и других метаболических процессов
- изучение адаптаций организмов к изменившимся условиям окружающей среды, типы биохимической адаптации;
- изучение токсинов растений.
развивающие:
- развивать способности находить необходимую информацию: конкретные сведения; выяснение роли веществ вторичного происхождения в экологических процессах; рассмотрение вопросов загрязнения окружающей среды и процессов детоксикации
воспитательные:
- способствовать овладению ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- формировать опыт самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
Возраст обучающихся: например, 15–17 лет.
Сроки реализации: 70 часов
Формы обучения: очная.
Формы организации деятельности:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». – Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html (дата обращения: 06.11.2021).
2. Биология с основами экологии. - Москва: Академия, 2018. - 400 c.
3. Даев, Е. В. Психогенетика с основами генетики. Учебно-методическое пособие / Е.В. Даев. - Москва: Н-Л, 2015. - 192 c.
4. Ещенко, Н. Д. Биохимия психических и нервных болезней / Н.Д. Ещенко. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2019. - 204 c.
5. Зезеров, Е. Г. Биохимия (общая, медицинская и фармакологическая). Курс лекций (+ CD-ROM) / Е.Г. Зезеров. - Москва: Медицинское информационное агентство, 2018. - 456 c.
6. Микробиология. Учебник / О.Д. Сидоренко и др. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 286 c.
7. Молекулярная биология клетки. В 3 томах. Том 3. - Москва: Институт компьютерных исследований, Регулярная и хаотическая динамика, 2013. - 240 c.
8. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий / Р. Вейант и др. - М.: Мир, 2019. - 792 c.
9. Рогожин, В.В. Практикум по биологической химии / В.В. Рогожин. - М.: Лань, 2016. - 422 c.
10. Тюкавкина, Н. А. Биоорганическая химия. Учебник / Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков, С.Э. Зурабян. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 416 c.
11. Финкельштейн, А.В. Физика белковых молекул / А.В. Финкельштейн. - М.: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2018. - 264 c.
12. Кольман Ян, Рем Клаус-Генрих, Вирт Юрген. Наглядная биохимия. – Режим доступа: https://xumuk.ru/biochem/ (дата обращения: 06.11.2021).