Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Конституция Французской Республики изначально закладывает функции и полномочия высших органов власти государства и является базовым документом, определяющим дальнейшее функционирование институтов власти.
В целом, рассматривая систему конституционных полномочий высших органов государственной власти в европейских странах, относительно распределения компетенций государственных органов, прописанных в законах, подзаконных актах и самой Конституции, как Основном законе, являющемся, базовым документам всей системы законодательства того или иного государства, необходимо подчеркнуть, что, конституционные полномочия имеют четкие очертания и характеризуют деятельность и функции, а также компетенции высших институтов власти, которые имеют основополагающее значение в функционировании и жизнедеятельности всего общества, политического строя и режима.
Цель исследования – характеристика конституционно-правовых особенностей организации государственной власти во Франции.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ конституционно-правовых основ политической системы, государственного устройства и органов государственного управления Франции.
2. Характеристика процесса децентрализации государственной власти во Франции.
3. Обзор структуры территориального управления в соответствии Конституцией Франции.
Глава 1. Конституционно-правовые принципы государственного устройства Пятой республики во Франции
1.1.Конституционно-правовые основы политической системы Франции
Конституция Пятой республики во Франции, принятая в 1958 г., текстуально закрепила целый комплекс конституционно-правовых принципов, которые провозглашают ценности, защищаемые государством.
Основополагающие принципы, признанные законами Республики, и принципы, имеющие конституционное значение, декларированные Конституционным советом.
Конституция устанавливает основные принципы организации и деятельности государства. Ст. 2 закрепила принцип национального суверенитета, который «принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума». Почти дословно была повторена формулировка из Конституции 1791 г.: «Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить (национального суверенитета) осуществление».
Текстуально подтвержден республиканский принцип: «Свобода, Равенство, Братство», который в идентичном изложении закреплялся в Конституции Второй республики. Таким образом, прослеживается преемственность в закреплении основных конституционных принципов.
Согласно ст. 1, Франция «является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой».
Неделимость государства подтверждена в ст. 53, в которой отмечается, что «никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения».
Основными характеристиками светского государства являются отсутствие государственной религии, отделение от государства всех религиозных организаций, нейтральное отношение государства ко всем религиозным объединениям, неучастие религиозных организаций в политической жизни, гарантированность и реализация свободы совести как верующим, так и атеистам, равенство религиозных организаций, верующих и неверующих перед законом, отсутствие дискриминации в зависимости от отношения к религии.
Во Франции впервые принцип светскости был декларирован в законе от 9 декабря 1905 г. Авторы закона стремились установить режим религиозной свободы, обеспечить каждому свободное отправление его культа, установить полный нейтралитет государства, которое отнюдь не должно ни признавать, ни оплачивать, ни субсидировать никакого культа. Конституция Пятой республики подтвердила данные постулаты, зафиксировав равенство всех граждан перед законом, независимо от происхождения, расы или религии. В ст. 1 указано, что Франция «уважает все верования». В Преамбуле Конституции 1946 г. указано, что долгом государства является организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней .
Следующий принцип, который получил конституционное закрепление, - демократический характер республики. Принцип демократии определяет политический режим, который воплощен в государственной власти, закрепленной в конституции. Демократический политический режим характеризуется избирательной конкуренцией, верховенством закона, разделением властей и т.д. В Конституции Франции зафиксировано всеобщее равное тайное голосование (ст. 3), провозглашена приверженность основным правам человека (преамбула Конституции), правление народа, по воле народа и для народа объявлено республиканским принципом (ст. 2).
Социальное государство предполагает конституционное
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бочкарев, С.В. Влияние международного права на Конституции Франции и ФРГ / С.В. Бочкарев, Т.Н. Бочкарева // Влияние норм международного права на законодательный процесс в России и зарубежных странах. Коллективная монография. - СПб.: Астерион, 2014. - 359 с.
2. Дюги, Л. Конституционное право. Общая теория государства. / Л. Дюги. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 427 с.
3. Игнатьева, М.В. Развитие системы прав человека Европейским Судом по правам человека / М.В. Игнатьева // Система и механизмы международно-правовой защиты прав человека. - СПб.: Астерион, 2015. - С. 87-89.
4. Современные избирательные системы. Вып. 8: Бразилия, Франция, Чехия, Южная Корея. - М.: РЦОИТ, 2015. - 488 с.