Фрагмент для ознакомления
2
1. Охарактеризуйте понятия фонетическое и фонематическое нарушение речи. Приведите примеры фонетических и фонематических нарушений. Разработайте фрагмент занятия по автоматизации звука/ов (по заданию педагога).
Фонетическое нарушение - это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н) при нормальном физическом и фонематическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно.
Под фонематическими нарушениями понимают нарушения фонематических процессов.
Фонематические процессы включают в себя такие понятия как:
-фонематический слух (способность правильно слышать и узнавать звуки).
-фонематическое восприятие;
-фонематический анализ и синтез;
- фонематические представления.
Примеры фонетических и фонематических нарушений речи.
Замены букв отмечены в разных позициях: ”бабашка” — бабушка, ”руба” — рыба, ”мящ” — мяч, ”кришка” — крышка, ”шука” — щука, ”боезде” — поезде, ”дулка” — булка, ”хахар” — сахар и др.
Типичная ошибка в работах школьников — пропуск буквы, слога, наличие лишней буквы, слога: ”падарк” — подарок, ”чуыла” — чучело, ”Жня” – Женя, ”собка” — собака, ”кшка” — кошка, ”еси” — если, ”девока” — девочка, ”нока” — ножка.
Часто отмечена вставка гласной после согласных, которые имеют призвук в произношении (особенно после сонорных): ”мотоцикол” — мотоцикл, ”караман” — карман, ”вилыки” — вилки и др.
Фрагмент занятия:
Тема: Звук [в] в обратных слогах, в конце слов
Цель: сформировать навык произношения звука [В] в обратных слогах, в конце слов.
Ход занятия:
1.Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.
П: Звук [В] согласный или гласный?
Ребенок: Согласный
П: Почему?
Ребенок: Звук [В] согласный, потому что во рту есть преграда.
П: Звонкий или глухой?
Ребенок: Звонкий.
П: Парный или непарный?
Ребёнок: парный.
2.Автоматизация звука [В] в слогах.
ва-ва-ва ава-ава-ава
ву-ву-ву уву-уву-уву
вы-вы-вы ывы-ывы-ывы
во-во-во ово-ово-ово
3. Автоматизация звука [В] в словах.
А) Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
Б) Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.
4.Автоматизация звука в конце слов.
Зверолов, архив, каков, запев, лев, волкодав, клюв, плов, императив, заплыв, рукав, коллектив, напротив, против, автоклав, вызов, засов, инфинитив, бурав, краболов, актив, взрыв, детектив, жёрнов, залив, нагрев, локомотив, кров, налив, зев, перерыв, мотив, наплыв, здоров, кузов, змеелов, надрыв, зов, курсив, напев.
Игра «Где спрятался звук».
П: Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.
Ванна, диван, лев, вафли, Иван, плов, варежка, сова, рукав, Ваня, слива, голова, взрыв, вулкан, халва, мотив, архив, волк, волкодав.
2. Дайте характеристику понятию лексикон. Перечислите недостатки лексикона детей с речевыми нарушениями. Приведите примеры заданий, направленных на развитие лексикона (не менее 5). Для каждого задания укажите его конкретное назначение.
Говоря о лексиконе ребенка, имеется в виду лексический компонент языковой способности, изменяющуюся в процессе развития ребенка «систему, отражающую в языковой способности знания о словах.
У детей с ОНР нарушения лексикона проявляются в диффузности и неточности структуры значения слова, бедности словаря, нарушении процесса организации семантических полей, трудностях актуализации слова и т.д.
Примеры заданий для развития лексического запаса слов учащихся.
1. «Сколько слов?»
Цель: Дать детям понятие «слово».
Оборудование: Книга, карандаш, тетрадь и др.
Описание игры: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют своё название, и называет разные предметы: книжку, карандаш и т.д. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого педагог говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова с опорой на предметы.) А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова.) Какое первое слово? (Дом.) Какое второе слово? (Цветок.) А сейчас сами придумайте по одному слову. (Дети придумывают.) Придумайте каждый по два слова». Дети произносят слова, педагог должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и».
2. «Кто это? Что это?»
Цель: Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.
Описание игры: Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом «Что это?». Педагог указывает на разные неодушевлённые предметы. Дети отвечают, например: Книга. Игрушка. Стол и т.д. Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» Педагог указывает на одушевлённые предметы: птичку, рыбку, детей – спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы». Педагог называет одушевлённые предметы, а дети ставят вопрос «кто?» Таким образом, педагог постепенно подведёт детей к понятиям «живой» — «неживой». Поводя итог, педагог делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы, — на вопрос «кто?».
3. «Рассмотри картинки»
Цель: Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой».
Оборудование: Предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы. Описание игры:
Вариант 1. Педагог выставляет предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. Затем даёт задание:
1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос;
2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?).
Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.
4. «Кто что делает?»
Цель: Дать понятие о слове, которое обозначает действие.
Описание игры: Педагог приглашает одного из детей к доске и даёт ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, — и спрашивает у детей: Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом. Затем педагог даёт другие задания ребёнку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы назвали много разных слов: «прыгает, играет» (два слова). Какое первое слово?» — «Прыгает». – «Какое второе слово?» — «Играет». Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос». Например: Варит (что делает?), шьёт (что делает?), бежит (что делает?), смеётся (что делает?).
5. «Кто как передвигается?»
Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: Предметные картинки.
Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют способ передвижения. Например: лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает,