Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правовая культура человека тесно переплетена с правовой системой государства. Именно поэтому она должна обеспечивается соответствующим уровнем развития правовой науки. На данный момент каждый гражданин должен иметь сформированную правовую культуру, а так же определенный уровень правового воспитания. При этом существует ряд актуальных проблем, определяющих направления правового воспитания: столкновение различных типов правового сознания разных возрастных групп; экономический, социальный и нравственный кризис; деформация отношений к праву; недоступность правового воспитания широким слоям общества; низкий уровень правовой культуры СМИ; отсутствие конкретных направлений правовой политики для молодежи [5, стр. 54]. В связи с этим, в государственной образовательной политике следует продумать определенную эффективную концепцию правового воспитания населения, поскольку ценностно-правовые ориентации позволят каждому человеку сознательно включиться в общественно-политическую и правовую жизнь государства.
1. Правовое воспитание
Новикова Л.И., проведя анализ понятия «правовое воспитание», представляет к сравнению [5, стр. 53] определения пятнадцати авторов. Большинство из них, а именно А.П. Семитко, Р.К. Русинов, В.М. Баранов. К примеру, В.П. Сальников определяет правовое воспитание как целенаправленную деятельность по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Новикова Л.И. ставит целью правового воспитания повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан, в конечном итоге, обеспечение правопорядка [5, стр. 53]. Довольно интересно автор представляет правовое воспитание гражданина в виде формулы (рис. 1):
Итогом правового воспитания является формирование правовой культуры гражданина. Далее дадим трактовку понятия правовой культуры.
2. Формирование правовой культуры граждан
Согласно определению Балаянц М.С., правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, которое характеризуется достигнутым уровнем развития правовой системы, а именно, состоянием и уровнем правового сознания, уровнем развития юридических наук, системы законодательства, правоприменительной практики, законности и правопорядка, правового образования, а также степенью гарантированности основных прав и свобод человека [1, стр. 86].
Безносов Д.С. пишет о том, что большинство ученых в области юриспруденции признают правовую культуру неотъемлемой частью общей мировой культуры. Правовая культура начала формироваться достаточно давно. В одно время с появлением государства и первых правовых норм, у человека рождается желание осознания собственного места и роли в правовой системе [3, стр. 302].
Бобылева Е.В. считает, что в структуру правовой культуры входят все ценности, так или иначе связанные с функционированием правовой системы, согласованные с ее назначением. Именно эти ценности и обеспечивают существующий правопорядок и функционирование различных общественно-политических и государственных институтов [4, стр. 252]. В настоящее время правовая культура рассматривается как показатель общественной цивилизованности, государства и каждого его гражданина. Состояние общественных отношений зависит от того, насколько личность и общество усваивают и уважают правовые ценности, прежде всего личные права и свободы, отдают приоритет правовому подходу в решении социально-культурных и социально-экономических вопросов.
План и проект учебного занятия
1. Общие сведения о занятии: дисциплина: Семейное право; тема: Брак, 2 курс.
2. Форма занятия: семинарское занятие.
3. Цели занятия (сформулируйте образовательные, развивающие и воспитательные цели).
Образовательные: закрепить знания студентов об условиях и порядке заключения и прекращения брака.
Развивающие: развитие личности студентов, выработка умений к систематизации информации, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Воспитательные: воспитание правового мышления, чувства ответственности, позитивного отношения к праву, уважения к закону, законопослушного поведения.
4. Формируемые у студентов на данном семинаре компетенции (формулировки по ФГОС):
ОК:
1) стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
2) владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
ПК:
1) способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
5. Методы правового обучения: дискуссия, кейс.
6. Обеспечение занятия: семейный кодекс, пакеты с информацией для рабочих групп, раздаточный материал, стикеры, раздаточный материал: вопросы к следующему семинару.
7. Структура занятия «Брак».
Ход занятия
1. Контроль посещаемости, приветствие, вступительное слово.
2. Формулирование темы, целей занятия.
На сегодняшнем семинаре на предстоит разобраться с юридическими особенностями заключения и расторжения брачных отношений – закрепить свои теоретические знания на практике.
3. Фокусировка. С чем ассоциируется у вас слово брак?
- слово образовалось от старославянского «брачите, брать»- брать на себя, отбирать, выбирать хорошее.
- омоним «брак» от немецкого – бракованный товар.
4. Мини-лекция. В семейном кодексе существует официальное определение брака. Брак это - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. В г. Сыктывкаре в 2006 году было заключено браков – 141, а расторгнуто браков – 90; в 2007 году было заключено браков – 141, расторгнуто – 92. Как вы думаете, в чём может быть причина этого? Все ли могут заключать брак? Или существуют какие-то условия вступления в брак? Ответить мы сможем, поработав с соответствующими статьями семейного кодекса.
5. Разбор ответов на вопросы к семинару. Метод опроса, оценивание.
6. Метод «Каждый учит каждого». Сначала рекомендуется спросить, имеются ли студенты, желающие стать экспертами на занятии. Если таковых нет, то рекомендуется определить экспертами тех, у кого на стульях с обратной стороны наклеены стикеры. Экспертам раздаются пакеты с информацией для изучения.