Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Затраты на качество. Классификация затрат на качество. Отечественная практика управления качеством. Рассмотреть следующие вопросы:
1.1. Цели и задачи оценки затрат на качество. Классификация затрат на качество. Определение величин затрат на качество.
1.1 Затраты на качество — затраты, возникающие при установлении, обеспечении, гарантировании и обеспечении требуемого качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто необходимое качество [2, с.436].
Затраты на качество — это также разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и ее возможной (уменьшенной) себестоимостью, определенной при условии отсутствия случаев предоставления некачественных услуг, отказов продукции или возникновения несоответствия при их производстве [3, c. 463].
Ресурсы, направляемые на идентификацию, контроль и снижение затрат вследствие несоответствия качества продукции предъявляемым требованиям, способствуют увеличению прибыли организации через повышение качества, рентабельности и конкурентоспособности. Однако расходование ресурсов на проведение работ в области качества должно быть целенаправленным и эффективным. Организации следует постоянно направлять свою деятельность на снижение себестоимости производимой продукции путем уменьшения неоправданных затрат, вызванных ее несоответствием требованиям общества, потребителей и других заинтересованных сторон.
В соответствии с принятым 21 ноября 1996 г. Федеральным законом № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (п. 3 ст. 6) формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, и формы документов внутренней бухгалтерской отчетности утверждаются предприятием самостоятельно. Поэтому бухгалтерия предприятия сама определяет, в каких первичных документах будут отражаться расходы на качество. Формы учетных документов дорабатываются: вводятся дополнительные сроки для регистрации расходов и доходов, связанных с качеством. Вносятся изменения в рабочий план счетов бухгалтерского учета и согласуются сроки подготовки отчетов о расходах на качество. Участие бухгалтера гарантирует высокую степень доверия к данным о расходах на качество. Затраты на качество продукции учитываются и обобщаются на основе данных, собранных бухгалтерией предприятия, к функциям которой при наличии соответствующего решения руководства могут относиться:
сбор данных о затратах на качество;
классификация затрат по соответствующим работам;
обеспечение баз сравнения для оценки затрат на качество;
подготовка отчетов за соответствующие периоды.
Сбор данных о затратах на качество осуществляется на основе используемых бухгалтериями и другими подразделениями предприятия классификаций затрат. Адекватная классификация затрат на качество и методы их оценки представляют не новую, но достаточно сложную проблему, которая была объектом научных исследований А. Фейгенбаума, Дж. Джурана, Ф. Кросби и остается весьма актуальной в наши дни. Интерес к ней обусловлен необходимостью правильного выбора объектов управляющих воздействий для снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Отечественные и зарубежные предприятия в течение продолжительного времени рассчитывали затраты на качество, в основном, относительно готовой, т. е. уже созданной продукции. При этом значительное внимание уделялось учету потерь от брака и затрат на его исправление. Многие российские предприятия и до сих пор используют традиционный бухгалтерский учет по местам возникновения брака, видам продукции и статьям затрат, а отделы технического контроля — по местам возникновения брака, его видам и причинам. На предприятиях существуют типовые классификаторы брака в производстве по видам, причинам и виновникам. Они используются для сопоставления существующих затрат на обеспечение качества и потерь от брака, для определения области предстоящих улучшений и планирования предстоящих затрат. Широко распространена классификация затрат на качество, включающая прямые и косвенные затраты на обеспечение качества и затраты на потери. Прямые затраты определяются непосредственно процессом производства продукции определенного вида. Они в полном объеме включаются в себестоимость этой продукции и могут быть рассчитаны без особых затруднений. Косвенные затраты не имеют непосредственного отношения к обеспечению качества продукции, значительная часть из них связана с функционированием различных подразделений организации. Косвенные затраты подразделяются на затраты, зависящие от объемов производства продукции и не зависящие от них. К первой группе относятся затраты на коммунальные услуги, аренду производственных помещений, основную зарплату персонала и другие, ко второй — затраты на аудит, подготовку персонала в области менеджмента качества, на сбор информации о качестве сырья и материалов потенциальных поставщиков, получение информации о качестве товаров в процессе их эксплуатации и т. д. [3, c. 464-465].
Затраты на обеспечение и гарантию качества являются не единственным фактором роста расходов предприятия, связанных с качеством. Значительную роль здесь могут играть потери, обусловленные нерезультативной и неэффективной деятельностью организации. Они во многом зависят от особенностей самой организации, ее деятельности в области выявления и учета расходов на качество.
Как уже отмечалось, традиционно сведения о характеристике качества продукции руководители предприятий получают из отчетов о браке и данных о дефектах. Эту важную для предприятия информацию трудно интерпретировать в терминах затрат на качество и разрабатывать действия по снижению затрат. Для снижения затрат несоответствие качества обозначают такими финансовыми терминами, как предупреждающие затраты, оценочные затраты и затраты, обусловленные отказами. Предупреждающие затраты — затраты на исследование, предупреждение и снижение риска несоответствия или дефекта. Оценочные затраты — затраты на оценку соответствия продукции предъявляемым к ней требованиям. Они включают: стоимость испытаний и контроля, выполняемых на любой стадии жизненного цикла продукции; исследование мнений потребителей и других заинтересованных сторон о качестве продукции и т. д. Затраты, обусловленные отказами, подразделяются на две группы:
а) затраты, которые несет предприятие на устранение несоответствий или дефектов, обнаруженных внутри предприятия до выпуска продукции на рынок (издержки внутренних отказов);
б) затраты, которые несет предприятие на устранение несоответствий или дефектов, обнаруженных за пределами предприятия после поставки заказчику (потребителю).
Первая группа затрат включает стоимость отходов, переделок, повторных испытаний, контроля и конструкторских работ на любой стадии жизненного цикла продукции.
Вторая — включает затраты, обусловленные рекламациями, стоимостью замен дефектной продукции, штрафами из-за несоответствия продукции установленным требованиям или невыполнения других обязательств по ее качеству и др. Чрезвычайно важными являются затраты на осуществление предупреждающих действий. Эти действия значительно уменьшают затраты, обусловленные внутренними и внешними отказами. Снижение числа внешних отказов, кроме того, способствует росту удовлетворенности заинтересованных сторон и укреплению позиции организации на рынке. Сбор данных о затратах на качество, их анализ, проведение предупреждающих и корректирующих мероприятий требуют больших затрат ресурсов и времени. Видный ученый в области экономики качества Дж. Шоттмиллер считает целесообразным разделение ответственности за затраты на качество между изготовителем продукции и ее потребителями. Поставщик, по мнению Дж. Шоттмиллера, должен оплачивать следующие затраты:
управление технологическим процессом;
обучение сотрудников;
контроль продукции;
брак и переработка некачественной продукции;
замена материалов, забракованных потребителем;
потеря части поставленной продукции.
Потребителем должны быть оплачены затраты:
на входной контроль полученной продукции;
разработку закупочной спецификации;
ликвидацию последствий брака, связанного с поставленными материалами;
эксплуатационные проблемы из-за материалов поставщика.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Качурин И. Е. Системный подход к управлению качеством // Transport Business in Russia, 2013. № 4. С. 142-143
2. Мишин В.М. Управление качеством [электронный ресурс]: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 464 с. Доступ www.knigafund.ru.
3. Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством [электронный ресурс]: учебник. – М.: Дашков и К,-2009. – 707 с. – Доступ www.knigafund.ru
4. Степанов А.М. Управление качеством в современной экономике России // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2018. №5. С. 129-137
5. Управление качеством [электронный ресурс]: учебник /под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити-Дана, 2012.-353 с. – Доступ www.knigafund.ru
6. Управление качеством. Часть II. Система менеджмента качества: учебное пособие : в 2 ч. / А. М. Елохов, Т. А. Арбузова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – 3-е изд., перераб. и доп. – Электронные данные. – Пермь, 2020. –188 с.