Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способа достижения целей, то есть методов обучения.
Количество методов велико, применение их разнообразно. Возникла необходимость как-то упорядочить этот обширный перечень методов, для чего важно выяснить основание, существенные признаки, по которым можно произвести классификацию.
Существуют разные подходы к классификации методов обучения.
Необходимо иметь в виду, что различие отдельных методов, важное для понимания и организации различных видов деятельности, не означает, что в реальном процессе обучения эти методы резко отделены друг от друга.
Напротив, методы обучения часто реализуются в сочетании и параллельно друг другу.
В то же время, дидактические методы проявляют себя и раздельно. Например, лекцию можно провести одним каким-то методом или использовать их чередование.
Выделенные методы позволяют оценить ход работы, логику учебного процесса с точки зрения охвата ими всех видов деятельности.
В педагогической науке и практике сложились общие подходы к выбору методов обучения в зависимости от сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания воспитательно-образовательного процесса.
Выбор метода зависит от содержания учебной дисциплины, от дидактических задач конкретной темы, от возрастных особенностей школьников, психологических особенностей процесса учения, материальной оснащенности школы.
Важно знать, что метод обучения состоит из приемов обучения и их сочетаний.
Элементарным же действие является в том случае, если оно может быть осуществлено сразу, без его разложения на элементы.
Все методы и приемы обучения осуществляются различными средствами: слово и речь, наглядность, практика, технические средства.
Каждый метод реализуется с помощью этих средств и их сочетаний.
Эффективность процесса обучения зависит от педагогической грамотности и мастерства в использовании методов, приемов и средств обучения.
Так, работу с книгой можно использовать для объяснения или закрепления материала, но можно и для самостоятельной работы.
Беседа может быть использована для повторения, а может быть - для получения новых знаний.
Лабораторная работа может иметь исследовательскую цель, а может быть использована для демонстрации.
1. Общие подходы к классификации методов обучения
В педагогическом словаре под методом обучения подразумевается способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин: метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения; в результате этой деятельности реализуется учение, усвоение учеником содержание образования .
• Ю.К. Бабанский: Способ упорядоченной деятельности преподавателя и обучаемого; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
• А.В. Хуторской: Метод обучения - это способ совместной деятельности учителя и ученика, направленный ими на достижение образовательных целей.
• И.Ф. Харламов: Под методом обучения следует понимать способы обучающей деятельности учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом
Таким образом, проанализировав все вышеуказанные определения метода, выявив частотность употребления тех или иных лексем, мы формулируем рабочее определение понятия «метод», которого и будем придерживаться в данном лекции.
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности
педагогов и обучающихся по осуществлению задач обучения и воспитания. (откорректировать)
Поскольку методы обучения рассматриваются в разных аспектах, то
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова И. Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. М.: Гардарики, 2014. – 255 c.
2. Бадаев А. А. Активные методы обучения. М., 2015. – 236 c.
3. Глузман А. В. Инновационные технологии обучения в системе университетского педагогического образования [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://iee.org.ua/files/conf/conf article39.pdf.
4. Исаенко Е. В., Зверева Н. В. Маркетинг высшей школы: монография. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011 – 352 c.