Фрагмент для ознакомления
2
1. История и этапы развития профессионального образования в России
История профессионального образования России рассматривается как целостный социально-исторический процесс и неразрывно связан с закономерностями социального, экономического и политического развития страны.
Началом зарождения профессионального образования можно считать времена Киевской Руси вместе с появлением такой формы профессионального обучения, как ремесленное ученичество, предполагавшее передачу профессиональных знаний в определенном виде ремесла от мастера к ученику, а позже — группе учеников. Однако, такая деятельность сводилась к овладению практических знаний в определенном виде ремесла и не имела четкой структуры профессионального учебного заведения.
По мере развития экономики росла потребность в обучении все больших масс населения, что потребовало создания определенной методики и структуры обучения. Появились монастырские школы, а чуть позже, в 1687 году, первое в России всесословное высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, находившаяся на совместном государственном и церковном управлении. Выпускники готовились на воинскую, медицинскую, церковную и гражданскую службы.
В монографии «История профессионального образования в России», подготовленная к 300-летию знаменательного события - создания российской государственной системы профессионального образования выделено шесть основных периодов развития профессионального образования в России:
Первый период – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования в индустриальную эпоху (XVI - первая половина XIX в.). Начало профессионального образования пришлось на времена Петра I, при котором в России появились светские профессиональные учебные заведения, готовившие обучающихся к военной и гражданской службе: Школа математических и навигационных наук (1701 год), Академия морской гвардии (1715 год). При Петре 1 появились первые медицинские образовательные учреждения: Московская госпитальная школа (1707 год); горнозаводские учебные заведения, которые открывались при Олонецких и Уральских заводах в период с 1716 по 1721 гг. Однако, в основном, профессиональное образование при Петре I было направлено на освоение какой-либо военной, технической или инженерной специальности [7].
Второй период – развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России, формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования (вторая половина XIX в.-1917 г.). Во второй половине XIX в. преемники Петра 1 продолжают развивать систему технического образования в России, кроме того при них началось развитие и художественных специальностей. При императрице Анне Иоанновне в 1738 году была открыта первая в России танцевальная школа, обучение в которой было бесплатным и всесословным, а также духовная семинария в том же году, а при дочери Петра, Елизавете, была учреждена в 1757 году Академия художеств, которая, правда, входила в состав Императорского Московского университета, открытого при Елизавете Петровне в 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова. Это первый классический российский университет, который был основан в составе трех факультетов — философского, юридического, медицинского, — и десяти кафедр [5].
Время правления Екатерины II является расцветом эпохи Просвещения в России, в профессиональном образовании в этот период произошли значительные перемены, поскольку впервые образование оказывалось направлено на всестороннее развитие личности. Кроме того, при Екатерине II в 1764 году появилось первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране, — Смольный институт благородных девиц. Он обучал девушек только дворянского происхождения, для воспитанниц остальных сословий, кроме крепостных, при институте было открыто Мещанское училище (1765). При Екатерине II профессиональное образование приобрело четкое сословное разделение.
Большой вклад в профессиональное образование внесла императрица Мария Федоровна, жена Павла I, создав Ведомство учреждений императрицы Марии, в которое входили такие учебные заведения, как Повивальный институт (1797 год), медико-хирургические академии в Москве и в Санкт-Петербурге, Воспитательные дома, положившие начало созданию педагогических учебных заведений, Санкт-Петербургское училище глухонемых (1806 год), ставший научно-педагогическим центром по развитию коррекционной педагогики и дефектологии.
Во времена правления Александра I продолжается курс, взятый его предшественниками, появляется Демидовское училище высших наук (1803 год), первое высшее духовное образовательное учреждение — Московская Духовная Академия (1814 год), а также принимается первый в России Университетский устав (1804 год), регламентирующий создание всесословных учебных заведений. При Александре I открываются привилегированные высшие учебные заведения для детей дворянского сословия, такие как, например, Царскосельский лицей (1811 год), ориентированный на подготовку государственных просвещенных чиновников высших рангов.
При Николае I и Александре II активно развивается высшее женское педагогическое образование, создаются новые Университетские уставы (1835 г. и 1863 г. соответственно), кроме того, при Александре II также открываются негосударственные высшие женские учебные заведения с университетскими программами — так называемые «Высшие женские курсы» (1869 год), — что позволяет женщинам получать не только педагогическое образование.