Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2. Изучите направления воспитательной работы в школе. Материалы для деловой игры «Теоретики и практики» по теме «нравственное воспитание».
С самого детства мы выросли, слыша о нравственных ценностях.
Нравственные ценности - это набор принципов, которыми люди руководствуются на протяжении всей нашей жизни.
Нравственные ценности направляют на правильный путь жизни. Передача их с первых дней помогает различать добро и зло. Эти ценности включают такие факторы, как любовь к другим, помощь другим, уважение к другим, мораль, честность.
Добиться правильного и добродетельного характера можно только в том случае, если человек может полностью честно следовать моральным ценностям.
Нравственное воспитание должно включать умственное и нравственное развитие человека. По мере взросления дети продолжают учиться и трансформироваться, как и их мораль.
Необходимо помнить о том, что нравственное воспитание можно эффективно передать младшим в основном на примерах, а не на восприятии.
Поскольку дети хорошие наблюдатели, они замечают все, что взрослые делают. Учителя и родители всегда должны следить за поведением детей. Они должны уметь применять моральные ценности в практической жизни. Окружение также может влиять на них, строя моральные ценности.
Сам термин «нравственность» происходит от слова нрав (от лат. moralis – мораль). Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не являются вечными и не неизменными категориями, они воспроизводятся массами по привычке, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовыми положениями [8, c.155].
Моральные требования, нормы, нравы являются обоснованием представлений о том, как человеку необходимо жить, вести себя в социуме.
Л.А. Григорович дает определение нравственности, как личностной характеристики, объединяющей такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм»[6, c. 10].
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, людям, к самому себе, труду» [12, c.25].
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
1. В отношении к Родине (патриотизм), что выражается в любви к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
2. В отношении к труду (трудолюбие), что предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
3. В отношении к обществу (коллективизм), что выявляется в умении согласовывать свои желания с желаниями других, умении координировать свои усилия с усилиями других, умении подчиняться и умении руководить.
4. В человеколюбии (гуманности).
5. В отношении к себе, что прослеживается в уважении себя при уважении других, высоком сознании общественного долга, честности и правдивости, нравственной чистоте, скромности [20, c. 36].
Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма должна побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них [1, c. 74].
Основным содержанием нравственного воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, сохраняемые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, которые передаются из поколения в поколение и обосновывающие успешное развитие государства. Базовые национальные ценности берут начало в национальной жизни России, со всей её исторической и культурной полнотой, этническим многообразием. В национальной жизни выделяются начала нравственности и человечности. Это области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений 18, с. 110.
Виды нравственных качеств личности старших школьников (представлены по А. Я. Данилюку, А. М. Кондакову, В. А. Тишкову):
любовь к своей малой родине, к России, к своему народу, служение Отечеству;
свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [9, с. 12].
Таким образом, нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм и традиций; нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра, справедливости. Это система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии.
Нравственные качества – это постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам. К нравственным качествам относятся
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. – М.: Знание, 2010. – 64 с.
2. Баканова А.А. Критическая ситуация как столкновение с экзистенциальными проблемами // Актуальные проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практ. конф. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – С. 44-46.
3. Брей Р. Как жить в согласии с собой и миром. – М.: Академия, 2002. – 115 с.
4. Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Психология зрелости и старения. – 2012. – №1. – С. 27-44.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М: Педагогика, 2011. – 378 с.
6. Григорович Л. А. Педагогика и психология. – М.: Педагогика, 2004. – 512 с.
7. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания // Нравственное воспитание школьников. – 2011. – №12. – С. 56-62.
8. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащихся общеобразовательных школ в современных условиях: монография. – М.: Социум, 2011. – 160 с.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М: Просвещение, 2015. – 24 с.
10. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты/ под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 2011. – С. 212-220.
11. Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. М.: Педагогическое общество России, 2012. – 126 с.
12. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М: Педагогика, 2015. – 103 с.
13. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: монография. – СПб: Питер, 2010. – 529 с.
14. Меновщиков В. Ю. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В. Ю. Меновщиков. – М: Смысл, 2015. – 182 с.
15. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 143 с.
16. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 2011. – 183 с.
17. Усатова Н. А. Экстренное психологическое консультирование по телефону: материалы к спецкурсу [Электронный ресурс] // Институт психотерапии и клинической психологии. – Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php
?part=article&id=1219 – Дата обращения: 01.12.2019.
18. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды: в 2 т. 2-е изд., испр, и доп. М.: МПСИ, 2009. – 440 с.
19. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). – М.: Изд-во БГУ, 2012. – 364 с.
20. Шилова М.И. Социализация и воспитания личности школьников в педагогическом процессе. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 218 с.
21. Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учебное пособие. М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
22. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 184 с.