Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 1
В системе административного права выделяют процессуальные институты. Назовите их и дайте им характеристику, основываясь на действующих административно-процессуальных актах.
Отечественное административно-процессуальное право de lege ferenda можно разделить на две подотрасли: административно-исполнительное (административно-процедурное) и административно-судебное. В структуре названных подотраслей представляется возможным выделить ряд административно-процессуальных институтов. В частности, в качестве сформировавшихся в настоящее время институтов административно-исполнительного процессуального права можно назвать:
– институт административного предоставления публичных благ, состоящий из административно-процессуальных норм, регламентирующих действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по оказанию непосредственно или через создаваемые учреждения гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг, предоставлению материальных и нематериальных публичных благ. К примеру, нормы данного административно-процессуального института регламентируют действия органов публичной администрации по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставлению гражданам государственных пенсий, государственного медицинского обслуживания, государственного образования и др.;
– институт административного санкционирования, охватывающий административно-процессуальные нормы, регламентирующие действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по применению административно-правовых мер, связанных с официальным одобрением, разрешением, признанием правильными, допустимыми, возможными отдельных видов правомерного поведения физических лиц, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления. Нормы данного административно-процессуального института регламентируют действия публичной администрации по выдаче разнообразных разрешений и лицензий, регистрации актов, прав, объектов и др.;
– институт административного наблюдения и контроля, состоящий из административно-процессуальных норм, регламентирующих действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по применению административно-правовых мер, нацеленных на предупреждение и выявление административных правонарушений, а также иных правонарушений, не отнесенных законодателем к административным, но влекущим возникновение административных правоотношений (бюджетных, налоговых, банковских и др.). Нормы указанного административно-процессуального института регламентируют действия публичной администрации по проверке соответствия деятельности физических и юридических лиц установленным государственными общеобязательным правилам поведения, оценки соответствия продукции установленным государственным требованиям и др.;
– административно-юрисдикционный институт или институт досудебного разрешения конфликтных управленческих ситуаций, который образует административно-процессуальные нормы, регламентирующие действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по применению административно-правовых мер, связанных с досудебным рассмотрением административных споров, а также привлечением к административной ответственности;
– институт, регулирующий осуществление полицейской функции и состоящий из административно-процессуальных норм, регламентирующих реализацию функции административного принуждения, а также действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по применению административно-правовых мер, нацеленных на устранение административных правонарушений и их последствий, допущенных физическими и юридическими лицами. Нормы выделяемого административно-процессуального института регламентируют действия публичной администрации: по предъявлению предписаний об устранении нарушений разнообразных требований безопасности, приостановлению действия лицензии, снятие товара с производства, прекращение выпуска, приостановка реализации товаров, приостановление действия сертификата, приостановление действия декларации, прекращению действия сертификата соответствия, принудительному отзыву продукции, назначению административных наказаний, досмотру вещей, находящихся при физическом лице, личному досмотру, досмотру транспортных средств, изъятию вещей и документов, аресту товаров, транспортных средств и иных вещей, доставлению, административному задержанию и т.д.;
– административно-казуальный институт, состоящий из административно-процессуальных норм, регламентирующих действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по применению административно-правовых мер, нацеленных на предупреждение и нейтрализацию административно-правовых казусов (чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, либо иной общественно опасной ситуации, складывающейся в результате воздействия отдельных техногенных и природных источников опасности, которые влекут возникновение административных правоотношений). Нормы названного административно-процессуального института регламентируют действия органов публичной администрации: по согласованию и утверждению паспортов безопасности, планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлению особого противопожарного режима, остановке деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, ограничению доступа людей в зоны чрезвычайной ситуации, введению карантина, отстранению от работы инфицированного лица, установлению платы за негативное воздействие на окружающую среду и др.
В структуре административно-судебного процессуального права, с учетом особенностей современного правового регулирования, можно выделить: институт судебной административно-наказательной юрисдикции и институт судебной административно-спорной юрисдикции или институт административной юстиции . На это ориентирует Конституционный Суд РФ, который относит к предмету административного судопроизводства все дела, возникающие из административно-правовых отношений и считает, что по делам административно-правового характера судопроизводство должно быть административным судопроизводством независимо от того, осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Таким образом, по логике постановления Конституционного Суда к предмету административного судопроизводства относятся как административные споры, так и дела об административных правонарушениях (проступках) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.10.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 1, (часть I), 07.01.2002, ст. 1.
2. Агапов А.Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. – М.: Юрайт, 2019. – 424 с.
3. Волков А.М. Административное право России. Учебник. – М.: Проспект, 2019. – 328 с.
4. Гречина Л.А. Административное право РФ. Курс лекций. – М.: РГ-Пресс, 2018. – 112 с.
5. Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. А.П. Алехин– М.: Зерцало, 2020. – 256 с.
6. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. А.В. Зубач – М.: Юрайт, 2019. – 530 с.
7. Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Н.М. Конин, Е.И. Маторина – М.: Юрайт, 2019. – 356 с.
8. Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. А.Ю. Соколов – М.: Инфра-М, Норма, 2016. – 352 с.