Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Потребность физического и духовного совершенствования людей имеет естественный (биологических) и социальный (культурный) аспекты. Естественный аспект раскрывается в необходимости для человека как биологического существа удовлетворения двигательных потребностей, обеспечивающих жизненные функции различных систем его организма.
Физическая культура является частью истории и культуры любого народа, поэтому ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие общества, его государственности, политической и духовной жизни.
Являясь многомерным и неоднозначным понятием, физическая культура в то же время однозначно рассматривается как специфическая социальная реальность, которая отличается от природной, естественной, биологически заданной реальности.
Цель реферата – раскрыть место двигательной активности и жизнедеятельности человека.
Методы изучения: теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы.
Особенности структуры. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Физическая культура и здоровье: место двигательной активности и жизнедеятельности человека
Связь всех функций и процессов осуществляется нервной и гуморальной системами.
Эту взаимосвязь объясняет теория моторно-висцеральных рефлексов, суть которой состоит в том, что любое физическое упражнение сопровождается изменениями в состоянии внутренних органов.
Эта теория включает в себя три механизма регуляции деятельности систем организма.
1-й механизм – нервный, который заключается в том, что проприоцептивные импульсы с рецепторов мышц, связок и сухожилий поступают в ЦНС и посредством рефлексов через центры вегетативной нервной системы регулируют деятельность внутренних органов и обмен веществ.
2-й - гуморальный, заключающийся в том, что при выполнении мышечной работы выделяются гормоны, ионы водорода, калия, кальция и др., которые, попадая в кровь, разносятся по всему организму, изменяя функции органов и систем, оказывая стимулирующее действие на работу сердца; а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, снабжающие кровью работу этих мышц.
3-й механизм - механический фактор или «механический насос». Он заключается в том, что сокращающиеся мышцы конечностей способствуют более быстрому возвращению крови к сердцу .
Данная теория показала взаимосвязь и функциональное преобладание деятельности двигательного аппарата и скелетных мышц над вегетативным.
Исследуя их взаимосвязь, была разработана теория кинезофилии - мощного потенциала энергии, наследственно заложенного в мозгу и определяющего активность моторики как органической потребности, инстинкта биологического значения.
Кинезофилия – это нейрофизиологический механизм, обеспечивающий активность моторики как основы гармоничного развития организма. Одним из мощных факторов стимуляции моторики является проприоцепция, выполняющая ведущую роль в обеспечении двигательной активности.
При ее недостатке у человека возникает ―моторный голод, а нарушение двигательной активности в виде гипокинезии, гипер- и дискинезии ведет к нарушению структуры и функций всех органов и систем организма. Потребность в двигательной активности тесно связана с энергетическим обменом: его дефицит активирует моторную активность, а избыток - тормозит .
Таким же рефлекторным взаимным действием обладают между собой внутренние органы и центральная нервная система: импульсы от рецепторов внутренних органов индивида направлены в депо нервных центров, сигнализируют об интенсивностях функций и состояния организма. Нервные центры, которые регулируют деятельного органа, в свою очередь, направляют к нему усиленные или ослабленные импульсы, при этом меняя его деятельность .
Таким образом, происходит регуляция внутренних органов и обмен веществ без присутствия сознания индивида. Если индивид заболевает, случаются нарушения рефлекторной регуляции.
Таким образом, согласно изложенных теорий становится ясным влияние упражнений физической культуры на индивида.
Это проявление может выражаться в 4-х основных механизмов:
- тонизирующее воздействие;
- трофическое воздействие;
- формирование компенсации и нормализация функций .
Разные двигательные действа способны формироваться в течение жизни индивида под воздействием всевозможных факторов и их формирование приобретает разный характер.
Осознанное строение действа будет начинаться с направленного формирования его ориентировочной части как ориентированного основания действа (ООД), которое выполняет его программы. ООД подключает в себе общий логический проект действа (общая смысловая основа), которая исходи из умозаключения сути решаемой задачи, и основные опорные точки (ООТ) программы ее реализации, т.е. более или менее четко выделенные представления главных моментах действа, которые входят в него, операции и обусловленных данных его исполнения.
Полноценная ООД будет создана тогда, когда в нее будут включены нужные и достаточные представления о решаемой задаче, способе и условиях ее решения, конкретизированные в виде реальных ООТ.
Двигательный навык представляется такой формой реализации двигательных возможностей, которая появляется на основе автоматизации двигательных умений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Виленский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов / М.Я. Виленский. - Мн: Асвета, 2016. - 258 с.
2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. -Учебник для студентов вузов физической культуры и факультетов физического воспитания высших учебных заведений. - Киев: Изд. Олимпийская литература, 2016.- 295 с.
3. Кузьмина, Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие / А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2019. – 156 с.
4. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. - Мн.: Народная асвета, 2016. - 128 с.
5. Мильнер Е.Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Г. Мильнер. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 112 с.
6. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в режиме школьного дня / Автор-составитель. О.В. Ечевская – Тамбов, 2016. – 56 с.
7. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь, СГУ, 2016 - 111с.
8. Ходинов В.Н. Трофический компонент в реализации эффекта активного отдыха и возможность его тренировки // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2016. № 9. С. 123-129.
9. Черникова О. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена / О.Черникова // Физкультура и спорт. - 2016. №2. - С.46.