Фрагмент для ознакомления
2
Вариант № 2
Теоретический вопрос:
1. Федеральная инспекция труда
Практически каждый из граждан Российской Федерации рано или поздно вступает в трудовые правоотношения. Согласно данным Росстата в 2020 году было зарегистрировано 76 000 000 граждан трудоспособного возраста, 72 300 000 из которых являются официально трудоустроенными. Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в январе 2021 г. составила 75,0 млн человек , из них 70,7 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,3 млн человек – как безработные, соответствующие критериям МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Исходя из вышеизложенных статистических данных, мы видим, что большинство граждан Российской Федерации заключают трудовой договор. Обратим внимание, что на основании ст.37 Конституции Российский Федерации (далее- Конституция РФ) провозглашено, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Трудовой договор как основополагающий институт трудового права является тем фундаментом, на котором строится отношения между работодателем и работником в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее- ТК РФ), федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующих вопросы трудовых правоотношений . Обратим внимание, что благодаря заключенному трудовому договору гражданин получает защиту государства и общества, пользуется всеми возможностями, что позволяет ему действующее трудовое законодательство. Особенно этот факт проявился в период пандемии 2020-2021 года, когда большинство неофициально трудоустроенных граждан оказались в затруднительной ситуации. Институт трудового договора существует достаточно давно, однако же на практике систематически возникают трудности. Это необходимо исправлять, так как благодаря трудовому договору государство выполняет возложенные на него обществом функции по развитию, стабилизации экономики и иные сфер деятельности. В вышеуказанных правоотношениях незащищенной стороной является работник, поэтому государство направляет все силы на защиту данной категории. Ст. 45 Конституции РФ содержит важный принцип о праве каждого на защиту своих прав, всеми способами, не запрещенными законом. Применительно к трудовым правам данная норма почти дословно закреплена в ст.352 ТК РФ.
Обратим внимание, что прототип Федеральной службы по труду и занятости был создан еще в далеком 1881 году. Благодаря развитию данного института, проходящего через призму исторических событий в России, возник уникальный надзорный орган.
Федеральная служба по труду и занятости (далее- Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан. Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами, регламентирующие вопросы трудовых правоотношений. Основные задачи перечислены в рис.1.
Рис.1.
Ст.357 ТК РФ регулирует основные права государственных инспекторов труда, обеспечивающие процесс выявления ими нарушений нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями. Государственные инспекторы труда уполномочены на осуществление государственного надзора в сфере труда.
Кроме того, ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует особенности проведения государственными инспекторами труда проверок соблюдения работодателями трудового законодательства.
Согласно ст. 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда может проводить проверки, обследования, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, в пределах полномочий составлять протоколы об административных правонарушениях, готовить другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в России функционирует 82 государственные инспекции труда. В 2020 году ими было проведено 69 895 проверок, основаниями которых являлись: -контроль за исполнением ранее выданных предписаний -6 478 (9,2 %);
- заявления граждан - 47 949 (68,6 %);
-приказы руководителя органа государственного контроля (надзора) - 8753 (12,5 %);
-приказы руководителя инспекции по требованию органов прокуратуры — 3 177 (4,5 %).
Госинспекторами труда в 2020 году выявлено 179 671 различных нарушений трудового законодательства РФ. Снижение количества выявленных нарушений (на 57,76 %) по сравнению с 2019 годом (311 061 нарушение) обусловлено ограничительными мерами. Статистика выявленных правонарушений выглядит следующем образом:
- оплаты и нормирования труда -56 806 нарушений (1702 нарушений в 2019 г.);
- обучения и инструктирования работников по охране труда - 12437 (против 27 080 нарушений в 2019 г.);
- проведения медицинских осмотров работников- 11 764 (20 665 -в 2019 г.);
- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты -10 690 (18 009 — в 2019 г.);
- связанным с трудовым договором - 15 020 нарушения (29 176 - в 2019 г.);
-обучения и инструктирования работников по охране труда - 453 нарушений (1464 — в 2019 г.);
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» [Дата обновления 20.11.2021]
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» [Дата обновления 20.11.2021]
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» [Дата обновления 20.11.2021]
4. Приказ Минтруда России от № 320н "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» [Дата обновления 20.11.2021]
5. Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 № 1250 «Об отдельных вопросах, связанных с трудовыми книжками, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» [Дата обновления 20.11.2021]
6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Собрание законодательства РФ. 10.09.2012. № 37. Ст. 4995.
7. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» [Дата обновления 20.11.2021]
8. Дехтярь, И. Н. Проблемные вопросы осуществления государственного контроля за соблюдением трудового законодательства[Текст]/ И. Н Дехтярь. // Вестник СГЮА. -2017. -№3 (116).- С.120-124.
9. Доклад Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова на совещании с Президентом по вопросам ситуации на рынке труда// Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации//[Электронный ресурс]| //https://mintrud.gov.ru/(дата обращения: 30.11..2021).
10. Журова, О.А. Электронная трудовая книжка: понятие, преимущества и недостатки [Текст] / О.А. Журова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2019. -№4 (19). -С.11.
11. Отчёт о деятельности федеральной службы по труду и занятости за 2020 год // Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости [Электронный ресурс]// https://rostrud.gov.ru/(дата обращения: 29.11.2021)
12. Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2020 год // Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости [Электронный ресурс]//https://rostrud.gov.ru/(дата обращения: 29.11.2021)
13. Колмакова, Е. М., Колмакова, Е. М., Микрюкова, А. С. Органы исполнительной власти как институт региональной системы регулирования социально-трудовых отношений [Текст] / Е. М. Колмакова, Е. М Колмакова., А. С. Микрюкова // Общество, экономика, управление. -2018. -№2.- С.11-16.
14. Лиликова, О. С., Ферапонтова, Д. И. Актуальные проблемы внедрения электронных трудовых книжек [Текст]/ О. С.Лиликова, Д. И. Ферапонтова // StudNet. -2021. -№5.
15. Назаренко А. Б., Семина А. П. Практические задачи и риски при переходе на электронные трудовые книжки в РФ [Текст]/ А. Б. Назаренко, А. П. Семина // Вестник Академии знаний. -2020. -№2 (37). -С.212-217.
16. Самвелян, К.Г. Формы и способы защиты прав и законных интересов субъектов в трудовом праве [Текст]/ Самвелян К.Г. // StudNet. -2020. -№9. -С.1031-1035.
17. Сапфирова, А.А. Проблемы обращения работников за защитой трудовых прав в федеральную инспекцию труда и исполнения предписаний государственных инспекторов труда[Текст]/ А.А Сапфирова. // Теория и практика общественного развития. 2018. -№7.- С.78-81.
18. Сапфирова, А. А. «Модель соответствия» в деятельности федеральной инспекции труда: современное состояние и тенденции внедрения [Текст]/ А.А. Сапфирова // Общество: политика, экономика, право.- 2017. -№9. -С.54-57.
19. Сапфирова, А. А., Оганесян, В. Г., Подгорная, А. В. Полномочия федеральной инспекции труда: проблемы реализации надзорной функции государства в условиях цифровой экономики [Текст]/ А. А.Сапфирова, В. Г. Оганесян, А. В. Подгорная // Общество: политика, экономика, право. -2020.- №11 (88).-С.52-56.
20. Сафонова, А. Д. Роль государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан[Текст] / А. Д. Сафонова // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 335-336.
21. Тихомаева, В.С., Яценко, А.О. Электронная форма трудовой книжки и трудовое законодательство: реалии и перспективы [Текст] / В.С.Тихомаева, А.О. Яценко // Инновационная наука. -2019.- №5. -С.149-151.