Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы И. Кант является одним из выдающихся представителей эпохи Просвещения. Основные свои произведения он опубликовал в период, когда это идеологическое движение уже достигло своего пика. Классики Просвещения были более старшими коллегами И. Канта, поэтому он мог опираться на их работы и давать им свою оценку.
Немецкие просветители, которые жили позднее И. Канта, в значительной мере испытали влияние его на свое творчество. И. Кант выступал в качестве того, кто опирался на идеи французских просветителей и был свидетелем Великой Французской революции.
В этой связи представляет интерес изучение идей И. Канта касательно Просвещения, его оценки этого явления и возможностей, которые открывались в этой связи перед последователями идей Просвещения.
Целью исследования является анализ идей И. канта о сущности Просвещения.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть сущность Просвещения;
2) охарактеризовать основные идеи И. Канта о Просвещении;
3) проанализировать идеи И. Канта на международные отношения сквозь призму его просветительной концепции.
1. Сущность Просвещения
Эпоха Просвещения представляет собой европейское интеллектуальное движение 17 и 18 веков, в котором идеи о Боге, разуме, природе и человечности были синтезированы в мировоззрение, получившее широкое признание на Западе, что привело к революционным изменениям в искусстве, философии и политике. Центральное место в мысли Просвещения занимало использование и прославление разума, силы, с помощью которой люди понимают вселенную и улучшают свое собственное состояние. Целями рационального человечества считались знания, свобода и счастье .
Интеллектуальное и политическое здание христианства, казавшееся неприступным в средние века, в свою очередь пало под натиском гуманизма, эпохи Возрождения и протестантской Реформации. Гуманизм породил экспериментальную науку Фрэнсиса Бэкона, Николая Коперника и Галилея, а также математические исследования Рене Декарта, Готфрида Вильгельма Лейбница и Исаака Ньютона. Эпоха Возрождения заново открыла большую часть классической культуры и возродила представление о людях как творческих существах, а Реформация, более прямо, но в долгосрочной перспективе не менее эффективно, бросила вызов монолитному авторитету Римско-католической церкви. Для Мартина Лютера, как для Бэкона или Декарта, путь к истине лежал в применении человеческого разума. И Возрождение, и Реформация были не столько движениями за интеллектуальную свободу, сколько сменой власти, но, поскольку они апеллировали к разным авторитетам, они способствовали распаду сообщества мысли. Полученный авторитет, будь то Птолемей в науках или церковь в вопросах духа, должен был стать предметом исследования свободных умов.
Успешное применение разума к любому вопросу зависело от его правильного применения - от разработки методологии рассуждения, которая сама по себе служила бы гарантией обоснованности. Такая методология наиболее ярко проявилась в науках и математике, где логика индукции и дедукции сделала возможным создание радикальной новой космологии. Формирующее влияние на Просвещение было не столько содержанием, сколько методом. Великие гении XVII века подтвердили и расширили концепцию мира вычислимой регулярности, но, что более важно, они, по-видимому, доказали, что строгие математические рассуждения предлагают средства, независимые от Божьего откровения, для установления истины. Успех Ньютона, в частности, улавливания в нескольких математических уравнениях законов, управляющих движением планет, дал большой толчок к растущей вере в человеческую способность обретать знания. В то же время представление о вселенной как о механизме, управляемом несколькими простыми - и открытыми - законами, оказало подрывное воздействие на концепции личного Бога и индивидуального спасения, которые были центральными для христианства.
Неизбежно, что метод разума был применен к самой религии. Продуктом поиска естественной - рациональной - религии стал деизм, который, хотя никогда не был организованным культом или движением, в течение двух столетий вступал в конфликт с христианством, особенно в Англии и Франции. Для деиста было достаточно очень нескольких религиозных истин, и они были истинами, которые, как считалось, проявлялись для всех разумных существ: существование единого Бога, часто воспринимаемого как архитектор или механик, существование системы вознаграждений и наказаний, вводимых этим человеком. Бог и обязательство людей перед добродетелью и благочестием. За пределами естественной религии деистов лежат более радикальные продукты применения разума к религии: скептицизм, атеизм и материализм.