Фрагмент для ознакомления
2
Поклонник славы и свободы,
В волненье бурных дум своих,
Владимир и писал бы оды,
Да Ольга не читала их.
Случалось ли поэтам слезным
Читать в глаза своим любезным
Свои творенья? Говорят,
Что в мире выше нет наград.
И впрямь, блажен любовник скромный,
Читающий мечты свои
Предмету песен и любви,
Красавице приятно-томной!
Блажен... хоть, может быть, она
Совсем иным развлечена.
1. 1. В первых 6-х строках текста отделить формообразующие аффиксы от основы. Окончания (слав-ы, свобод-ы, волнень-е бурн-ых, сво-их, од-ы,
Ольг-а, чита-л-а, случа-л-о-сь, поэт-ам, слезн-ым, глаз-а, сво-им, любезн-ым), чередование фонем (поклОнник-клАняться, пиСал-пиШет, чИтала-прочЕсть) служебные слова (и, в, бы, да, не, ли) 8 б.
2.
3. 2. Найти все мотивированные слова, найти для каждого М1. Поклонник –поклониться, волненье-волноваться, слёзным-слеза, любезным-любезен, творенья-творить, наград-наградить, любовник-любить, читающий-читать, мечты-мечтать, блажен-блажить, развлечена-развлечь.
8 б.
1. 1. В первых 6-х строках текста отделить формообразующие аффиксы от основы. Окончания (слав-ы, свобод-ы, волнень-е бурн-ых, сво-их, од-ы,
Ольг-а, чита-л-а, случа-л-о-сь, поэт-ам, слезн-ым, глаз-а, сво-им, любезн-ым), чередование фонем (поклОнник-клАняться, пиСал-пиШет, чИтала-прочЕсть) служебные слова (и, в, бы, да, не, ли)
2.
3. 2. Найти все мотивированные слова, найти для каждого М1. Поклонник –поклониться, волненье-волноваться, слёзным-слеза, любезным-любезен, творенья-творить, наград-наградить, любовник-любить, читающий-читать, мечты-мечтать, блажен-блажить, развлечена-развлечь.
4. 3. Описать у двух производных слов текста словообразовательную структуру. Славы – характеризуется прямой производительностью, прямым номинативным значением от производного – слава, путем изменения окончания. Слезным – метафорическая производительность, базирующаяся на метафорическом сравнении «способным пронять до слез», в основе слово – слеза, корень – «слез», промежуточное производное – слезный, суффикс – «н» и окончание – «ых».
5.
6. 4. Определить у четырех производных слов текста способ словообразования (по Виноградову, РГ, системный). Блажен – морфологический, бессуффиксный, от блаженный. Слезным – лексико-семантический. Приятно-томный – лексико-синтаксический. Любезным – морфологический.
7.
8. 5. Для одного производного слова текста описать словообразовательный тип и сформулировать словообразовательное значение.
(Бурных – имеющих ярко выраженные свойства образования волн на водной поверхности).
6. Найти в тексте следующие явления (номер строфы соответствует номеру индивидуального варианта)
1. В 1 строфе: основа существительного с наращением, субморф по Е.А. Земской. (Поклонник)
2. Во 2 строфе: МБ «лексема», расхождение формально-семантической и формально-генетической членимости основы. (Волненье)
3. В 3 строфе: МБ «лексема», супплетивизм суффикса. (Писал)
4. В 4 строфе: нулевая основа, вариант флексии. (Чита-л-а)
5. В 5 строфе: сложно-суффиксальное образование, словообразовательный тип со значением «опредемеченное действие». (Случалось ли)
6. В 6 строфе: Лексема, образующая форму множественного числа с наращением основы, морфонологическое явление чередования. (Любезным)
7. Словообразовательный тип со значением «опредемеченный признак», расхождение формально-семантического и формально-генетического членения основы. (Слезным)
8. Модификационное словообразование, морфонологическое явление чередования. (Говорят)
9. Субстантивация, вариант основы настоящего-будущего времени. (Блажен)
10. Синтаксическая деривация, словообразовательный тип со значением «принадлежность». (Читающий)
11. Префиксально-суффиксальное образование, относительно свободный корень. (Развлечена)
12. Нулевая глагольная флексия, модификационное словообразование. (Читать)
13. Словообразовательный тип со значением «неоднократно или в течение длительного времени совершать действие, названное М1», незначимый морф в основе существительного. (Читала)
14. Вариант флексии, морфонологическое явление чередования. (Мечты)
15. Словообразовательный тип со значением однократности действия, форма с двумя нулевыми формообразующими аффиксами. (Блажен)
16. Варина постфиска, расхождение формально-семантической и формально-генетической членимости основы. (Любезным)
17. Вариант словообразовательного суффикса, словообразовательный тип со значением «опредмеченное действие».
18. Нетиповой грамматический аффикс, абсолютно связанный корень. (Поэтам)
19. Синтаксическая деривация, словообразовательный тип со значением «начать действие, названное М1».
20. МБ «лексема», вариант корня.
21. Морфонологическое явление чередования, абсолютно связанный корень. (Скромный)
22. Вариант флексии, словообразовательный тип со значением «лицо по признаку». (Слезным)
23. Форма с двумя нулевыми формообразующими аффиксами, субморф по Е.А. Земской. (Читать)
24. Сложно-суффиксальное образование, модификационное словообразование. (Поклонник)
25. Приставочно-постфиксально образование, нулевой словообразовательный формант. (Развлечена)
26. Интракатегориальное словообразование, нулевой словообразовательный формант. (Развлечена)
27. Уникальный суффикс, транскатегориальное словообразование. (Любовник)
28. МБ «лексема», формант со значением пренебрежительности и / или стилистической модификации. (Развлечена)
Проиллюстрировать примерами следующие явления морфемики и словообразования (задание не по тексту):
1. Лексико-семантический способ словообразования. Задолжность – долг.
2. Составной формант. Лесок, дымок….
3. Членимая, но непроизводная основа. Палка, горы.
4. Смешанный способ словообразования. Обсчитаться.
5. Вариант основы прошедшего времени-инфинитива. Отвергнутый.
6. Унирадиксоид. Застегнуть.
7. Получленимая основа. Почтальон.
8. Наращение к суффиксу. Ночка.
9. Абсолютно свободный корень. Дом.
10. Синонимия морфем. Подкупить, прикупить.
11. Словообразовательная дивергенция. Разглагольствовать, глаголить.
12. Неединственная мотивация. Неравный.
13. Интерфикс по Е.А. Земской и по русской грамматике. Детвора.
14. Нулевой формообразующий суффикс. Печь (-чь).
15. Нулевой формант. Подносить.
16. Сращение. Взаимовыгодное.
17. Интерфиксация как способ словообразования. Кофейный, самолет.
18. Абсолютно связанный корень. Добавить, добавлять, добавление.
19. Чередование при образовании глагольных форм. Устроить-устраивать
20. Интракатегориальное словообразование.
21. Синтаксическая деривация. Красный – краснота.
22. Формальные варианты корня. Волжский.
23. Семантические варианты форманта (не менее 3-х вариантов). Веселый-весельчак-весело-веселиться. Смелый-смелость-осмелеть-смело. Печальный-печаль-опечаленный-опечалиться.
24. МБ «словоформа». Друг – друга не предаст.
25. Морфолого-синтаксический способ словообразования. Лесничий, булочная.
26. Полное наложение. Взывать, растениевод.
27. Мутационное словообразование. Соль – солонка.
28. Синонимичные корни. Прогнать, загнать, обогнать, пригнать и тд.
Пользуясь словарем морфем русского языка найти 4 примера расхождения формально-генетической и формально-семантической членимости основы (см. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – 1136 с.)
Формально-генетическая членимость основы:
Ложечка, а не ЛоШечка.
Плотник, а не ПлотНек.
Формально-семантический:
Полдник-полдничать, учить – ученик.
Пользуясь словообразовательным словарем А.Н. Тихонова, выписать три пятичленных словообразовательных цепи:
А) отсубстантивную; (Море – моряк, рыба - рыбак)
Б) отглагольную; (Пила – пилить, моток - мотать)
В) отадъективную. (Золото-золотые, платина - платиновые)
Пользуясь «Русской грамматикой», найти:
А) Три примера многозначных словообразовательных типа. (Разбежаться, разгуляться, переодеться)
Б) Два примера омонимичных словообразовательных типа. (больной, операционная)
В) Два примера составного форманта, состоящего из трех элементов. (Землепроходец, разноязычный)
Итого: