Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития экономики России характеризуется поиском эффективных рычагов и инструментов производственно-хозяйственной деятельности. Повышение роли частной собственности, развитие фондового рынка, необходимость совершенствования управления организациями как важный фактор воздействия на сотрудников для достижения своих целей. Именно управленческая деятельность определяет успешность организации на внутреннем и внешнем рынках, качество структурных изменений, способность адаптироваться к конкурентной среде.
Менеджмент является эффективным средством формирования рыночных стратегий, привлечения инвестиций, внедрения инноваций, оптимизации соотношения спроса и предложения, и так далее.
В контексте рыночных отношений менеджмент активно внедряется на предприятия. Предприниматели заинтересованы в использовании его основных достижений, так как он позволяет добиться четкой организации, снизить трудоемкость управленческой работы, оптимизировать численность управленческого персонала, усилить управленческое влияние, сосредоточить усилия всех сотрудников на достижении поставленных целей. В организациях деятельность руководителей и менеджеров приобретает все большее значение. Эти категории сотрудников способствуют утверждению компании на рынке, успеху в конкурентной борьбе, реализации новых идей и эффективных стратегий.
Менеджер с обширными знаниями в области современной экономики, основами информационных и компьютерных технологий, делового общения с отечественными и зарубежными партнерами может обеспечить успех организации, ее инновационное развитие, благоприятный инвестиционный климат.
На различных исторических этапах развития общества было много лидеров и уровней власти, например, фараоны, цари, священники, правители территорий, хранители зернохранилищ, смотрители, магистраты, судьи и тому подобное. Все эти должностные лица в той или иной степени выполняли функции и обязанности современных руководителей.
Понятие «менеджмент» определяется, как правило, с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей. Функции, сферы и уровни управления существенно различаются. Однако общим для всех этих категорий является то, что их формирование продолжается уже давно, даже на протяжении тысячелетий. Изучение исторических основ и особенностей становления менеджмента как самостоятельной сферы знаний, дает осознание закономерностей развития менеджмента и конкретизации сущности менеджмента.
Хотя организация, как форма объединения людей для достижения общей цели, существует уже не одно тысячелетие, к середине XIX века было мало управления исследований с научной точки зрения.
Каждая дисциплина, как определенная научная система знаний, имеет свою историю, свои истоки, проходит периоды становления, развития и процветания. В отличие от других наук, менеджмент не сразу формируется в систему знаний, а длительное время развивается в нескольких относительно самостоятельных областях, каждая из которых ориентирована на различные аспекты менеджмента.
Изучение истории имеет большое значение для профессионального развития менеджеров всех отраслей. Учет влияния истории на формирование образа мышления и выявление взаимосвязей между событиями, которые происходят, позволяет руководителю предприятия, оценить перспективы их повторения в будущем.
Цель данной работы – проанализировать основные исторические этапы возникновения менеджмента, как науки, рассмотреть роль менеджмента в современном обществе.
1. Предпосылки возникновения менеджмента
Ни одно предприятие не может добиться успеха без управления.
Однако менеджмент как вид деятельности и как наука в этом смысле, в котором мы сейчас его воспринимаем, появился не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – вождем этой группы. В дальнейшем, с ростом групп и усложнением их функций, возникла необходимость разделения труда и дифференциации функций. Однако времени для этого процесса оставалось не одно столетие.
История менеджмента начинается с предыстории (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Возникновение и развитие менеджмента формировалось под влиянием:
- развития реального общественного и затем промышленного производства;
- появление новаторов и теоретиков идеологии, обобщение опыта и установление новых ориентиров;
- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вместе с двумя другими причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
«История учит» - этот тезис более чем уместен, поскольку позволяет выявить и понять циклы развития менеджмента, его движущие силы, а также спрогнозировать будущие тенденции.
Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ веке, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т. е. науки.
Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны, это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контроля, необходимых для достижения целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько отличаются, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений. Термин «управление» относится к любому типу хозяйствующего субъекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономист, 2014. – 528 с.
2. Галькевич, Л. П. Основы менеджменту: учебник. / Л. П. Галькевич, Р.С. Галькевич, В.И. Набоков. – М.: Финпресс, 2016. – 467 с.
3. Базна, Л. Г. Менеджмент: Для бакалавров / Л. Г. Базна. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.
4. Иванченко, Л.А. Основы успеха: теория и практика менеджмента /Л.А.Иванченко. – М.: Мысль, 2013. – 287 с.
5. Кредисов, А. Менеджмент: основные концепции 2-й половины XX в. и некоторые тенденции развития в начале XXI в. / А. Кредисов // Экономика. – 2017. - № 11. – C. 12-20.
6. Кудашева, Е. В. Менеджмент: для студентов вузов / Е. В. Кудашева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 128 с.
7. Лиходед, С. А. Менеджмент: Учебное пособие для вузов / С. А. Лиходед. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.
8. Мартинец, А. Н. Менеджмент: учебник для студентов экономических спец. вузов, УМО вузов России / А. Н. Мартинец. – СПб.: Питер, 2013. – 601 с.
9. Мартыненко, В. К. История менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки: Курс лекций; СОФ НИУ «БелГУ» / В.К.Мартыненко. – Старый Оскол.: ТНТ, 2011. – 248 с.
10. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2015. – 199 с.
11. Менеджмент / Под ред. проф. М. П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 330 с.
12. Менеджмент / Под ред. Н. Ю. Чаусова, О. А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2012. – 496 с.
13. Сладкевич, В.П. Современный менеджмент (в схемах). Опорный конспект / В. П. Сладкевич. – СПб.: Питер, 2013. – 154 с.