Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Разработайте урок окружающего мира с применением ТСО (тип урока – урок изучения нового материала) и оформите его, указав класс и УМК.
Тема: «Животные – часть природы. Насекомые – часть природы».
Цели:
Образовательные: уточнить детские представления о животных (дети впервые услышат, что к животным относятся не только звери, но и насекомые); познакомить с признаками живых организмов и выявить существенные признаки насекомых; осуществить анализ объектов в целях выделения в них существенных признаков.
Развивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, способность выделять существенные признаки предмета.
Воспитательные: воспитывать умение дожидаться своей очереди в ответах, не выкрикивать ответы с места, воспитывать культуру ведения диалога с учителем.
Необходимое оборудование:
1) Федотова О.Н. Окружающий мир: учебник: 1 кл. – М.: Академкнига/Учебник. – 2010. – 80 с.;
2) Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы: 1 кл. – М.: Академкнига/Учебник. – 2010. – 52 с.
3) Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: хрестоматия: 1 кл. – М.: Академкнига/Учебник. – 2010. – 98 с.
4) Презентация к уроку.
Ход урока:
Начать урок можно с работы по развороту учебника на стр. 12-13 (Рисунок 1).
Рисунок 1. Разворот учебника на стр. 12-13
Дети с высоты вертолета рассматривают двор семьи Ивановых и отвечают на вопросы: что они видят? Все ли, что они видят, сделано человеком? Называют животных, которых они «видят» с вертолета и отвечают на вопрос, какие признаки помогли определить домашних животных, которых с вертолета они хорошо видят. (По рогам и копытам дети определяют животных, которые «спрятались» за забором, поэтому учитель, оставшийся на земле, их не видит). Школьники называют признаки, по которым учитель все же мог узнать свинью (копытца и хвостик), гуся (лапки), козу (ноги и рожки). Подводим итоги: с вертолета мы видим домашних животных семьи Ивановых: корову, Жучку, козу, свинью, кур, гуся, а так же птицу, которая сидит на ветке дерева. Можно разобрать с детьми отличительные признаки зверей (голова, туловище, хвост, четыре ноги, шерсть).
Далее учитель может попросить детей назвать только тех животных, которых называют птицами, и рассказать об их отличительных признаках (клюв, крылья, две ноги, перьевой покров).
Работа с рисунком переднего плана: Миша под наблюдением мамы плывет под водой. Дети, рассматривая рисунок, отвечают на вопрос: почему мама настаивает на том, чтобы Миша надел маску? Важно подвести детей к ответу о том, что ребенок, как и рыбка, должен дышать под водой (основная цель иллюстрации показать «дыхание» - один из основных признаков, отличающих объекты живой природы от неживой).
Особое место на этом уроке занимает разговор о насекомых. На этом этапе урока мы еще не знакомим детей с отличительными признаками этой группы животных. Важно другое. Дети сами должны прийти к выводу, что насекомые – животные, так как обладают всеми признаками живой природы.
Отличительные признаки животных разбираем с помощью иллюстрации «яйцо-цыпленок-курица». На примере жизни цыпленка ведем с детьми серьезный разговор об отличительных признаках животного мира: животные рождаются, дышат, питаются, растут, передвигаются, оставляют потомство. Можно задать детям вопрос: а могут ли они то же самое сказать о рыбках, о зверях (кошке, собаке, корове), о бабочке, стрекозе? Как? Разве и бабочка, и стрекоза питаются, передвигаются, растут, дышат, оставляют потомство? А если так, то и они – животные.
Динамический момент «Загадки о животных».
Можно попросить детей выйти к классной доске. Каждый задумывает какое-либо животное и показывает его с помощью пантомимы. Одноклассники отгадывают загадку и громко аплодируют «артисту».
После динамического момента выполняется задание 12 из Тетради для самостоятельной работы. Дети отмечают цветной точкой изделия и раскрашивают рисунки животных, парных изделиям, - рисунки гусеницы, бабочки, божьей коровки, муравьев. Устно еще раз проговариваем, что это животные, так как все они обладают признаками животных (рисунок 2).
Рисунок 2. Задание 12 из Тетради для самостоятельной работы
Следующий этап урока – выяснение существенных признаков насекомых. Ученики рассматривают рисунки разворота учебника «Насекомые – часть живой природы» на стр. 16-17 (рисунок 3).
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1) Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: ВЛАДОС. – 2001. – 240 с.
2) Батуева Э.Е., Гармаева С.Б., Забанова А.Б., Нимаева А.З., Пелепягина Ю.С. Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов. – Улан-Удэ. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/11/12/metodicheskie-rekomendatsii-po-proektirovaniyu-predmetno
3) СанПиН для школы с изменениями на 2019 год. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://siv-blog.com/trebovaniya-k-shkolnoy-mebeli-sanpin/
4) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.beledu.ru/storage/files/obschee_obrazovanie/fgos/fgos_noo31122015.pdf
5) Федотова О.Н. Окружающий мир: учебник: 1 кл. – М.: Академкнига/Учебник. – 2010. – 80 с.;
6) Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы: 1 кл. – М.: Академкнига/Учебник. – 2010. – 52 с.
7) Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: хрестоматия: 1 кл. – М.: Академкнига/Учебник. – 2010. – 98 с.
8) Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: методические материалы для учителя: 1 кл. – М.: Академкнига/Учебник. – 2010. – 108 с.