Фрагмент для ознакомления
2
1.Современные виды оздоровительной гимнастики (степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальные направления аэробики, бодифлекс, пилатес и др.):
Фитнес – система из нескольких направлений различного рода физической нагрузки, созданная для коррекции фигуры, укрепления здоровья путем воздействия на мышцы и сознание.
Аэробика - гимнастика, состоящая из аэробных упражнений под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Стретчинг - это вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание.
Калланетика - это комплекс гимнастических упражнений, разработанный американкой Кэллан Пинкни, это система комплексных статических упражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц.
Пилатес - система физических упражнений, разработанная Йозефом Пилатесом (сам он называл ее «Контрологией». Метод пилатеса делает упор на взаимодействие разума и тела при выполнении упражнений. Выполнение упражнений пилатеса сопровождается концентрацией на дыхательном ритме, правильности выполнения упражнения и осознанием действия каждого упражнения на ту или иную группу мышц.
Йога – это довольно-таки широкое понятие, которое совмещает в себе множество духовных и физических практик, которые укрепляют человеческое тело и дух и помогают достичь особого возвышенного состояния сознания. Большинство современных видов йоги являются одной из разновидностей хатха-йоги. Здесь все позы, асаны направлены на расслабление, человек учится управлять дыханием и медитации.
Пауэр стрейч - программа для развития гибкости, при этом используется эффективная система статических упражнений. POWER STRETCH — в переводе на русский «гибкая сила» — это тренировочная программа, сочетающая в себе силовой комплекс, растяжку, а также упражнения на баланс.
Танцевальная аэробика:
Беллиданс (танец живота) – пожалуй, самый женственный и грациозный стиль. Начинающим не требуется специальная подготовка. Этот стиль включает движения практически всеми частями тела. Особое внимание уделяется области талии и бедер. Активные ритмы позволяют во время тренировок скорректировать фигуру, избавиться от жировых складок в проблемных зонах женского тела.
Стрип-дэнс – довольно популярный стиль танцевальной аэробики среди женщин 25-40 лет. Обязательными компонентами занятий являются разминка, растяжка и силовая подготовка.
Джаз-аэробика разработана для тех, кому необходимо исправить осанку. Занятие проходит в умеренном темпе и включает три части (партерную, основную и заключительную). Музыка для танцевальной аэробики этого стиля, как можно догадаться, джазовая. Иногда для выполнения комбинаций используется реквизит (трость или шляпа).
Фанк. В этом стиле важен непрерывный темп. Движения, как правило, совершаются корпусом, поэтому основная нагрузка идет на позвоночник. Фанк-аэробикой рекомендуется заниматься людям с хорошей хореографической подготовкой. Хип-хоп – пожалуй, самый сложный стиль, требующий от человека большого количества энергии и выносливости. Он идеально подходит для тех, кто хочет быстро похудеть. Специалисты утверждают, что за одно занятие сжигается примерно 450 кКал.
Латина. Занятия в этом стиле проходят в интенсивном темпе и включают движения бедрами и пружинистый шаг. Спина при этом должно оставаться в зафиксированном ровном положении. Латина исключает силовую нагрузку. Но иногда инструкторы усложняют комбинации прыжками.
Рок-н-ролл. Этот стиль танцевальной аэробики также реализуется в ускоренном темпе. Базу движений составляют прыжки, повороты, бег и ритмичные перемещения. Перед основной частью проводят разминку. Рок-н-ролльный стиль (как и латину) часто танцуют в парах.
Степ-аэробика (англ. step aerobics) — это разновидность аэробики, в которой упражнения исполняются при помощи возвышения, степ-платформы (обычно — «ступень»), высота которой регулируется согласно нуждам занимающегося.
Фитбол аэробика (от англ. «fit» — оздоровление, «ball» – мяч) — это комплекс упражнений на медицинском мяче фитболе.
1. Эмоции и их влияние на физическое и психическое здоровье человека.
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это субъективные реакции человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители. Эмоции — это личное отношение, реакция человека на происходящие с ним события; они сопровождают все процессы жизнедеятельности человека и вызываются, в том числе, ситуациями, которые существуют лишь в воображении.
Реакция на окружающий нас мир, в первую очередь, возникает в центральной нервной системе. Рецепторы от органов чувств подают в мозг сигналы, а он отвечает на возникающие раздражители, формируя комплекс команд, чтобы помочь в преодолении возникающего препятствия или закрепить правильное действие.
При негативных эмоциях, например, в ответ на обиду, возникает агрессия, подкрепленная гормоном надпочечников норадреналином; при ощущении опасности возникает страх, подкрепленный адреналином; появление соперника или конкурента становится причиной ревности и зависти. Регулярное раздражение соответствующим образом преобразует обычные, контролируемые нами эмоции в нечто большее: в первом случае агрессия перерастает в ненависть, во втором — страх в тревогу (состояние жертвы), в третьем — в раздражительность и недовольство. К негативным проявлениям эмоций относят также чрезмерную радость, так как из-за нее энергия человека рассеивается бесследно, теряясь и распыляясь понапрасну. Из-за постоянных потерь человек вынужден искать новые удовольствия, которые он опять не способен удержать. Цикл замыкается, и жизнь превращается в постоянный поиск развлечений, что приводит к тревожным состояниям (страх утратить доступ к желаемому), отчаянию и бессоннице.
Позитивные эмоции сопровождаются выделением гормонов счастья (эндорфин, дофамин), они дают эйфорический эффект, который заставляет человека стараться больше, чтобы снова получить радость и успокоение. Похожим образом работает серотонин, от уровня которого в крови зависит чувствительность к боли и физическим факторам (именно благодаря ему дети так легко забывают о травмах и способны долгое время не замечать явные повреждения, такие как порезы, разрывы и т.п.).
Любая положительная эмоция повышает работоспособность нервной системы, улучшает сон, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует выработке гормонов радости (эндорфины) и оказывает позитивное влияние на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций ощущает человек, тем меньше он подвержен стрессу и различным заболеваниям.
Значительно также и отрицательное влияние наших эмоций на здоровье. Так, к примеру, австрийские специалисты по психосоматике в результате исследования о влиянии негативных эмоций на здоровье человека, пришли к выводу, что самыми вредными из них являются жадность, ревность, зависть, жалость к себе и самобичевание.
•Жадные люди страдают расстройствами системы пищеварения.
•Наличие чувства ревности ведет к нарушению гормонального статуса организма и уменьшает выработку половых гормонов, в частности, тестостерона, а это приводит к импотенции.
•У тех, кто не умеет радоваться чужим успехам и завидует, в 2,5 раза чаще возникает инфаркт.
•Жалость к себе приводит к заболеваниям печени.
•Чувство вины повышает вероятность развития онкологических заболеваний. Кроме того, эта группа людей чаще болеет простудными заболеваниями, больше предрасположена к инфекциям.
2. Влияние характера человека на выбор вида рекреационной деятельности.
Индивидуально-типологические особенности накладывают отпечаток на характер адаптационных процессов в ответ на физическую нагрузку, что находит свое проявление в поведении, мотивации, отношении к физическим упражнениям, настроении и пр.
В частности, сангвиники обычно легко овладевают техникой двигательных действий. Схватывают быстро все новое, способны быстро переключать внимание, но интерес также быстро проходит, они часто не доводят начатое дело до конца, им нужна смена ситуаций. Они любят выполнять нагрузку скоростно-силового характера – спортивные, подвижные игры, командные состязания и не любят «флегматичные виды спорта»: плавание, тяжелая атлетика.
Холерики готовы с большим желанием выполнять работу, увлекаясь ею, ощущая прилив сил, способны преодолевать любые трудности, препятствия на пути к достижению цели. Но когда исчерпаны силы, у них наступает спад. Воля холерика порывиста, и он отличается повышенной раздражительностью. Им подходит нагрузка скоростно-силового характера: аэробика, быстрая ходьба, легкая атлетика (бег на короткие дистанции), борьба (различные виды или восточные боевые искусства). Мало подходят: художественная гимнастика, гимнастика на снарядах, тяжелая атлетика, лыжи, бег трусцой на длинные дистанции.
Флегматики – спокойные, всегда настойчивые и упорные. Эти качества позволяют им оставаться спокойными даже в трудных ситуациях. Они способны успешно овладевать сложно-координационными движениями, но у
них медленно образуются условно-рефлекторные связи. Флегматикам подходит нагрузка силового характера - упражнения на тренажёрах, тяжелая атлетика. Общая выносливость - различные виды циклических движений: ходьба, бег, лыжи, езда на велосипеде, плавание. Не подходит нагрузка скоростно-силового характера.
Меланхолику подходит работа средней интенсивности. Он не любит проявлять себя, привлекать внимание. Имея способности, свой интеллектуальный потенциал не реализует в учебной деятельности. Но, по мнению многих авторов меланхолики способны успешно приспосабливаться к условиям жизни. Им подходит настольный теннис, бег на короткие дистанции, аэробика средней интенсивности, несложные упражнения на координацию и др.
3. Психологическое сопровождение рекреационных занятий.
Психология рекреации – одна из современных отраслей психологического знания, связанная с представлением о системном строении человеческого здоровья и направленная на поиск путей повышения качествачеловеческой жизни путем восстановления затрачиваемых человеком физических, психологических и нравственных ресурсов. Рекреационный психолог – пока еще редкость, однако, психологическое сопровождение рекреации в рамках туристической и спортивной деятельностей существует и востребовано давно.
Проблемы психологического сопровождения рекреации и подготовки психологов рекреации, к сожалению, не решаются в связи с общей малочисленностью исследований в данной сфере, а также фиксацией специалистов преимущественно на социальных, экономических, педагогических и физиологических аспектах взаимодействия рекреационных организаций и служб с отдыхающими и спортсменами. Однако, психологическое обеспечение рекреации, в том числе вконтексте спортивной туристки, физической культуры и спорта не сводимы к этим моментам, и даже – к психофизиологии: психологические особенности личности и отношений с окружающими, профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом у туристов и занимающихся, спортсменов тренеров и учителей физической культуры, различного по своей специализации персонала, включенного в работу с туристами, занимающимися и спортсменами, - нередко создают ситуации и вопросы, которые выходят за рамки «бытовых», 23 не требующих серьезной психологической работы, проблем. Это проблемы помощи в развитии и в гармонизации телесного и культурного, человеческого и социального капиталов.
1. Особенности развития организма ребенка.
На протяжении первых 7 лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.
Костная система .
Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не завершена, позвоночный столб очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки. На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы.
Мышечная система
Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20-22 % массы всего тела. Мышцы у детей богаче насыщены водой и беднее белковыми веществами, жирами.
Прежде всего, у дошкольников развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы – голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая
К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети ещё не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.
Сердечно-сосудистая система .
У дошкольников она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений.
В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.
Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3-4 года оно составляет 96/58 мм рт.ст., в 5-6 лет – 98/60 мм рт. ст.
Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности.
Дыхательная система .
Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.
Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких ещё полностью не закончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, – поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи.
Внутренние органы
У детей, особенно раннего возраста, они ещё недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность кишечника.
Кожа
Она охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию её функций (терморегулирующих и защитных).
Нервная система
Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.
Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые с ней происходили. Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.
Важнейшими особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются:
- преобладание возбуждения над торможением;
- неустойчивость внимания;
- импульсивность в поведении;
- большая эмоциональность;
- конкретность восприятия и мышления.
2. Цель, задачи, направленность, средства и методы рекреационных занятий с детьми в различные возрастные периоды.
Рекреационная деятельность – деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.
Физическая рекреация для детей — одна из форм рекреационной деятельности, педагогически организованная двигательная активность, направленная на восстановление сниженной работоспособности с использованием технологий физической культуры.
В процессе физической рекреации происходит формирование физической культуры, что для занимающегося физической культурой мотив является главной движущей силой.
В зависимости от решения гигиенических задач все физкультурнорекреационные формы можно разделить на 3 группы: развивающие (урок ФК, занятие в группе здоровья); подготовительно-стимулирующие (утренняя гигиеническая гимнастика, занятие после дневного сна); восстановительный (прогулки, подвижные игры, туристические походы).В отдельную форму можно выделить ходьбу и оздоровительный бег.
2. Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
Гимнастика для профилактики нарушения осанки с использованием кинезиологической гимнастики и дыхательных упражнений с гимнастическими палками.
Комплекс №1
Ходьба друг за другом на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы. Ходьба в колонне по одному, по сигналу остановиться, покружиться на месте вправо, влево. Бег друг за другом, врассыпную, с забрасыванием ног (скрестным шагом). Ходьба.
1. И.п. – о.с. (онсновная стойка), палка на полу. «Домик» (10 раз)
2. И.п. – палка внизу. 1 – палка к груди; 2 – палку вверх, 3- палку к груди, 4 И.п. (10 раз)
3. И.п – палка впереди в прямых руках хватом кверху пошире. 1- палку повернуть вертикально; 2- И.п. (10 раз)
4. И.п. – ноги врозь, палка на лопатках. 1- поворот вправо, руки вверх, 2- И.п., 3 – поворот влево, руки вверх, 4 – И.п. При повороте ноги не сдвигать (10 раз)
5. И.п. – ноги врозь, палка вертикальным концом на полу, руки на верхнем конце палки. 1 -4 – присесть, сделать поворот, кругом под правой рукой; 5 – 8 – поворот кругом под левой рукой; 9 – И.п. Ноги не сдвигать (10 раз)
6. И.п. – палка к груди. 1-3- опуская палку на колено поднятой ноги, подтянуть колено к груди, постоять, сохраняя равновесие; 4 – И.п. То же другой ногой (10 раз)
7. И.п. лежа на спине, палка стоит на полу. 1 - поднять палку над головой, посмотреть на нее; 2 – И.п. (8 раз)
8. И.п. – лежа на спине, палка на бедрах. 1 – поднять палку вверх; 2 – И.п. (8 раз)
9. И.п.- о.с., палка внизу. 1- прыжком ноги врозь, палку вверх; 2- И.п. Прыжки в чередовании с ходьбой (два раза по десять)
10. Упражнение на дыхание «Семафор» (2 раза)
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить
вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
Комплекс №2
Ходьба друг за другом на носках, на пятках, по сигналу повернуться через левое плечо и идти в другую сторону, «гусиным шагом». Бег друг за другом, «змейкой», по диагонали. Ходьба.
1. И.п. – о.с. «Лошадка» - пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
2. И.п. – палка впереди в прямых руках хватом сверху пошире. 1 – повернуть палку вертикально, концом вверх; 2 – И.п.; 3 – повернуть палку другим концом вверх; 4 – И.п. (10 раз)
3. И.п. – руки перед грудью, палка горизонтально. 1 – палку вперед; 2 И.п. (10 раз)
4. И.п. – палка на лопатках, сзади на сгибах рук. 1-2 – наклон вперед, одновременно поднимая руки вверх; 3-4 – И.п. (10 раз)
5. И.п. – ноги на ширине плеч, палка сзади в опущенных руках. 1- наклоняясь вперед, палку поднять назад – вверх, голову не отпускать; 2 – И. п (10 раз)
6. И.п. – палка вертикально одним концом на полу, правая рука на верхнемконце палки. 1-4 – присев пониже, обойти палку в правую сторону; 5-8 -присев пониже, обойти палку в левую сторону; 9 – И.п. (10 раз)
7. И.п.- лежа на спине, палка на бедрах. 1 – палка к груди, 2 – палка вверх, 3 – палка к груди; 4 – И.п. (10 раз)
8. И.п. – лежа на спине, руки вверх, палка горизонтально, 1 – поднять согнутую ногу, одновременно палку опустить на колено; 2 – И.п. То же другой ногой (10 раз)
9. И.п. – о.с., палка на полу. Прыжки через палку вперед – назад в чередовании с ходьбой (два раза по десять)
10.Упражнение на дыхание «На турнике».
И.п. – о.с. Гимнастическую палку поднять вверх, подняться на носки – вдох; 2 палку отпустить назад на лопатки- длительный выдох с прознесением звука «ф-ф-ф»
Профилактика и коррекция плоскостопия
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо взаимодействуют на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.
Комплекс №1.
1. Катать вперед – назад мяч или скалку - сначала одной ногой, затем другой. 2. Сидя на полу с согнутыми ногами (пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в продолжении всего упражнения). Движениями пальцев постараться подтащить под пятку разложенное на полу полотенце или салфетку, на которой лежит какой- нибудь предмет. Выполнить поочередно каждой рукой.
3. Сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены) и большим пальцем ноги провести по подъёму другой ноги в направлении от большого пальца к колену. Сделать 3-4 «поглаживания» каждой ногой.
4. Сидя на полу с согнутыми коленями, собрать пальцами ног мелкие предметы, разложенные на полу, складывать их в кучки и затем точно так же перекладывать из одной кучки в другую, стараясь не уронить. Выполнять поочередно каждой ногой.
5. Зажав пальцами ноги карандаш, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.
6. Сидя на полу с согнутыми коленями, стопы прижаты к полу. Прогнуть пальцы ног и одновременно подтянуть пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямить, и так далее (имитация движения гусеницы). Выполнять упражнение двумя ногами одновременно до тех пор, пока пальцы ещё могут касаться пола.
7. Сидя на полу, ноги согнуты в коленях, колени слегка разведены, подошвы прижаты одна к другой (в форме кораблика). Постепенно выпрямлять ноги до тех пор, пока есть возможность держать прижатыми друг другу и пальцы и пятки.
8. Сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в двух направлениях – кнаружи и кнутри.
9. Сидя на полу с согнутыми коленями (расстояние между стоящими на полу стопами около 29 см.), «склонить» друг к другу согнутые пальцы ног, а затем развести в стороны, при этом пятки должны оставаться на месте. Повторить несколько раз.
10. Сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх- вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
11.Сидя на стуле, стопы на полу, расстояние между ними около 20 см. Сводить и разводить пятки, не отрывая от пола
12. Захватить обеими стопами мяч и приподнять его.
13. Ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп; стопы держать параллельно.
14. Перекат с пятки на носок и обратно.
15.Ходить по ребристой доске, массажному коврику, камешкам, гальке и по воде.
16 Сжимать обеими ступнями резиновую грушу или мячик.