Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочнение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В таких условиях буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса вынуждены обращаться к инновационному менеджменту.
Инновационный менеджмент - это направление стратегического менеджмента, связанное с разработкой систем управления инновационными процессами и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления. Целями такого управления являются:
- определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации;
- разработка и внедрение новой продукции, услуг и технологий (инновационная деятельность);
- модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции, услуг и технологий, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
- снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет собой уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность. Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.
Цель: рассмотреть инновационный менеджмент на предприятии.
Задачи:
- изучить цели и задачи инновационного менеджмента;
- рассмотреть формы и методы инновационного менеджмента;
- показать этапы инновационного менеджмента;
- раскрыть особенности инновационного менеджмента и планирования портфеля инновационных решений;
- рассмотреть инновационный менеджмент в управлении персоналом.
1. Цели и задачи инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент (англ. innovatory management – управление инновациями) является относительно новым направлением менеджмента. Термин получил распространение с момента, как наука, технологии, инновации стали ключевым фактором экономического успеха и развития конкурентоспособности компаний [8, с.11].
Инновационный менеджмент в последние десятилетия стал важным фактором экономического и научно-технического развития экономик стран мира. Будущий рост страны напрямую зависит от того, какая роль отводится нововведениям во всех сферах деятельности, в области повышения производительности труда и эффективных вложений.
Согласно принципам инновационного менеджмента, нововведения являются решающим фактором для удержания конкурентоспособности предприятия на рынке, для развития сектора экономики и роста всей страны. Для выполнения таких задач инновациям требуется соответствующего уровня управление, основанное на четких методах, целях и задачах, функциях, направлениях деятельности.
Современный инновационный менеджмент как часть единой науки менеджмента отличается эволюционным развитием ключевых теоретических положений и концепций.
Профессионалы в области управления утверждают, что инновационный менеджмент является многофункциональной деятельностью, а ее объект представляет собой факторы, влияющие на новые процессы: экономические, организационно-управленческие, правовые, психологические [4, с.34].
Такой вид управления, как и другие, характеризуется особенными стратегическими задачами, которые напрямую влияют на цели инновационного менеджмента, главная из которых заключается в повышении инновационной активности компании, а задачи характеризуются доступностью, достижимостью и ориентированностью во времени. Выделяют следующие цели:
1. Стратегические – связаны с основной миссией предприятия, его укоренившимися традициями. Их основная задача – выбрать общее направление развития компании, спланировать стратегию, связанную с внедрением тех или иных инноваций.
2. Тактические – конкретные задачи, которые решаются при определенных обстоятельствах, на различных этапах реализации стратегии менеджмента.
Цели инновационного менеджмента могут различаться как по уровням, так и по другим критериям. По содержанию можно выделить следующие критерии: социальные; организационные; научные; технические; экономические.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. – СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
2. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
3. Завлина П.Н. Основы инновационного менеджмента. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
4. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
5. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
7. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
8. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
10. Харин А.А., Коленский И.Л. Управление инновациями. - М.: Академия, 2019. - 471с.