Фрагмент для ознакомления
2
1 сем зачет, контрольная
Внимание! Необходимо выписать определения всех понятий, указанных в рубрике «Основные понятия». Если в следующей теме они повторяются, еще раз выписывать не нужно
Тема: Предмет и задачи психологии. Психология в системе наук.
Основные понятия: психология, общая психология, предмет психологии, прикладные разделы психологии, психика, психические функции, психическое отражение, личность, деятельность, сознание.
Литература :
1. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. - М., 1998. (ознакомиться с лекцией 1).
Ответ:
С лекций ознакомлен, Эта лекция открывает курс «Введение в общую психологию». Задача курса –познакомить вас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Мы коснемся также немного ее истории, в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например проблемы предмета и метода. Мы познакомимся также с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.
2. Гриншпун Введение в психологию. - М., 1996,- законспектировать С.11-21, с.87-105.
Ответ:
В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек—хороший психолог»,— говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Какой художник и какой психолог!»—сказала Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способность передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. «Я — психолог! О, вот наука!»,—заявляет пушкинский Мефистофель, венчая этой фразой сентенцию «Скука—отдохновение души» и предваряя дальнейшие рассуждения о мучениях Фауста. «Такая уж у него (или у меня) психология»,— говорим мы иногда—не вполне, впрочем, грамотно,— пытаясь объяснить неожиданные порывы и поступки или констатируя особенности собственной или чьей-либо личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он психический», означающую, что некто, по мнению говорящего, является неполноценным или больным.
Подобная вольность в использовании слова вполне естественна (хотя и неясно, насколько желательна) для разговорной речи, но она может смущать входящего в мир психологии, порождая невольную терминологическую путаницу, затруднять первые шаги в этой не вполне обычной дисциплине.
Между тем слово «психология», возникшее, в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение). Понятие «душа» в науке теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика». Таким образом, в строгом смысле слова психология понимается как наука о психике (хотя это и звучит несколько тавтологически), а психолог—это человек, профессионально занимающийся этой наукой в теоретическом и практическом плане, в том числе использует ее достижения, осуществляя разнообразную помощь людям в ситуациях, о которых речь пойдет ниже. В других случаях название «психолог» мы будем считать метафорическим (например, применительно к Ф. М. Достоевскому, что не исключает значение его наблюдений и обобщений для науки).
Итак, психология — наука о психике. Следовательно, для дальнейшего продвижения нам необходимо остановиться на том, что такое наука (и тем самым определить специфику подхода и способа анализа интересующих нас явлений).
Итак, наука — это область человеческой деятельности, направленная на получение знания; наиболее раз-' итой формой знания является теория, в рамках которой формулируются открываемые законы; теории формулируются на базе широко подтверждаемых гипотез и существуют соответственно возможности описывать, объяснять и предсказывать явления; основным механизмом развития научного знания является научное исследование, осуществляющееся на основе применения специально разработанных методов.
Классификация наук
Выделяются естественные науки и гуманитарные;
3.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975. (законспектировать с.3-20).
Ответ:
«Эволюционное введение в психологию» - это первый, довольно масштабный раздел из всего цикла лекций, который содержит в себе общие положения психологии и позволяет читателю не только вникнуть в суть науки, но и кратко ознакомиться с ее историей и даже подходами других ученых.
Как уже говорилось выше, Александр Романович отличался довольно критичными взглядами как на себя самого, так и на окружающих, это прослеживается и в его трудах. Повествование и рассказ об истории психологии начинается с критики старых методов, а также подходов многих известных в те времена ученых, тезисы которых казались нерушимым постулатом.
Примитивный взгляд на психологию человека и попытки объяснить сложные психологические проявления личности при помощи простых психофизических процессов прекратили развитие психологии как науки и загнали ее в глубокий кризис, выбраться из которого можно было только благодаря полному пересмотру всех основных положений психологии, сложившихся к концу 18 – началу 19-го века.
Единственный шанс для дальнейшего развития заключался в более глубоком изучении нестандартных для человека форм сознательной деятельности, а также в поиске причин их происхождения и установлении законов, которым они подчиняются. Иными словами, не пытаться приписать специфические проявления обычным рефлексам, как это делал И. П. Павлов, а задуматься об истинной причине их возникновения.
А. Р. Лурия придерживался мнения, что психология не должна быть полностью изолированной наукой. С помощью тесной связи с другими научными направлениями ее можно дополнить важной информацией и, тем самым, более полно раскрыть ее как отдельный предмет. Речь идет не о замещении, но о близком сотрудничестве. И наибольшее внимание должно уделяться ее связи с биологией и общественными науками. Если первая поможет объяснить заложенные природой рефлексы, а также «врожденные программы» психологического поведения не только у людей, но и у животных и даже насекомых, то вторая наглядно отражает поведение человека в той или иной ситуации, обращая внимание на специфическую реакцию в ответ на коллективное поведение группы других людей. Но при этом будет огромной ошибкой снова начать относить психологию к простому физиологическому проявлению, именно поэтому важно ее тесное сотрудничество с другими науками, всесторонне раскрывающими личность человека.
После рассказа об истории психологии, а также о ее методах, разделах и главных принципах, А. Р. Лурия начинает повествование с другой, более интересной стороны. Он ведет свой рассказ об эволюции психики, начиная от самых простейших бактерий и заканчивая сложными процессами, происходящими с современным человеком. Благодаря биологическим данным (строение клеток, особенности ДНК наследования, вес мозга и т.д.) читатель получает возможность наглядно отследить процесс эволюции нервной системы, а также постепенное усложнение психологических проявлений. Эволюция позволила перейти от простейших «врожденных программ» к сложным психоэмоциональным проявлениям, которые разняться от личности к личности.
Не меньшее внимание уделяется и историческому развитию человека, а также особенностям функционирования уже сформировавшейся современной личности. Читателю наглядно показывается связь между эволюцией биологической и социальной, именно процесс усложнения социальных взаимодействий между людьми привел к дальнейшей эволюции психологического развития человека.
Основные тезисы
А. Р. Лурия был первый, кто подошел к изучению психологии со столь нестандартной стороны, обратив свое внимание на то, что психологические процессы куда сложнее, и их нельзя так просто сопоставить с простыми физиологическими проявлениями. Психология человека – это сложный синтез всего многообразия его поведенческих форм, который сформировался в процессе не только биологической эволюции, но и эволюции человека как личности. В его трудах прослеживается неразрывная связь между этими двумя процессами, а также обоснование того факта, что подход к психологии как к обособленной науке в корне неверен. Он как бы «открывает» психологические врата для вливания в данную науку новых сведений из других научных направлений. Именно такой подход помог в корне изменить взгляд на психологию, а также породил новое направление
4.Немов Р.Сul; Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М., 1999 (законспектировать из главы8 n 1 "Предмет психологии, ее задачи и методы" с. 5-16).
Ответ:
Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Психология, как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений, их точного предметного определения, регистрации, анализа обеспечения преемственности своих результатов.
Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий норм и схем действий.
Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.