Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1 Сущность управления трудовыми ресурсами 4
2 Система управления персоналом: общая характеристика, принципы, организационные структуры 8
3 Подструктуры системы планирования персонала: планирование, отбор, адаптация персонала 16
4 Аттестация, развитие и мотивация персонала. Планирование карьеры и формирование кадрового резерва 18
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Управление персоналом является специфической областью научного познания и предметом разработки научной теории, и как теория выполняет две
важные функции: объяснение; преобразование. В зависимости от значения, которое придается объяснению и преобразованию, можно выделить три основных направления управления персонала как науки:
1) управление персонала с теоретической ориентацией фокусирует внимание на теоретических научных целях.
2) управление персоналом как технология с ориентацией на прагматическую научную цель.
3) управление персонала как прикладная наука.
Управление как наука обладает своим понятийно-категориальным аппаратом, т.е. совокупность терминов, содержание и объем которых позволяют правильно отображать закономерности, взаимосвязи и факторы данной науки. К ним относятся: рабочая сила, рабочие, служащие, специалисты, специалисты, кадры, человеческие ресурсы, профессия и другие.
Персонал - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Существенными признаками персонала являются наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем и обладание определенными качественными характеристиками.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса построения системы управления персоналом организации.
Задачи:
- охарактеризовать сущность управления трудовыми ресурсами;
- изучить систему управления персоналом: принципы, организационные структуры ;
- рассмотреть подструктуры системы планирования персонала: планирование, отбор, адаптация персонала,
- описать аттестацию, развитие и мотивацию персонала, планирование карьеры и формирование кадрового резерва.
1 Сущность управления трудовыми ресурсами
Сущность любого явления выражается в функциональных особенностях. Например, теория Анри Файоля говорит, что существует пять функций управления. Анри Файоля (американцы называют его «отцом менеджмента») также считают представителем «первого поколения» классической школы управления. Его пять основных функций управления до сих пор используются в теории управлении (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 - Функции процесс управления по А. Файолю
Группировки принципов по разным признакам приводится в таблице 1.
Структурные принципы создают систему, в которой задачи, права и ответственность руководителя и работника взаимосвязаны. Организаторские функции подразумевают расчленение задач на более мелкие, их перегруппировку; передача и назначение определенного руководителя на определенный участок, передача ему ответственности. В итоге работ Файоля и его последователей (Л. Урвик, Л. Гьюлик, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г. Черч) была сформирована административная модель организации, которая базировалась на четырех принципах:
1) четкое разделение труда по функциям;
2) четкая передача распоряжений и приказов по иерархии – сверху вниз;
3) единоначалие;
4) контроль осуществляется в отношении ограниченного числа подчиненных .
Таблица 1- Группировка принципов Файоля
Структурные принципы Принципы процесса Принципы конечного результата
Разделение труда Справедливость Порядок
Единство цели и руководства Дисциплина Стабильность
Соотношение централизации и децентрализации Вознаграждение персонала
Инициатива
Власть и ответственность Корпоративный дух
Цепь Единство команд
Если, например, рассматривать механизм управления человеческими ресурсами на микроуровне, то ресурсы представляют собой то, при помощи чего можно эффективно и качественно достигать целей.
Человеческие ресурсы здесь можно рассматривать как источник неиспользованных целей . На рисунке 2 мы показали подходы к управлению человеческими ресурсами.
Рисунок 2 - Подходы к управлению человеческими ресурсами
В 1911 году Фредерик Уинслоу Тейлор выпускает книгу «Принципы научного управления», которая послужила началом этапа развития управленческой школы как науки.
Система Тейлора основывалась на следующих положениях:
1. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности.
На практике и руководитель, и работники имеют нечеткие представления о том, какие результаты и объемы работы могут выполниться в реальности. Если трудовой процесс разложить на элементы и исследовать их научно, можно достигнуть так называемого соглашения и соответствия между работником и управленцем. Если труд научно обоснован и работник его выполняет, то он вправе получать за него материальное вознаграждение.
2. Отбор и обучение работников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Безрукова, Е.А., Сумина, Е.В. Обучение персонала в системе управления знаниями // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2013. - № 4. - С. 240-247.
2) Блинова, М.Г. Новые подходы к обучению - ключевой элемент в управлении профессиональным развитием персонала и повышении конкурентоспособности современного предприятия / В книге: «Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии»: материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. 2016. - С. 439-442.
3) Ветлужских Е. Н. Система вознаграждения: как разработать цели и KPI. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 216 с.
4) Глухов В. В. Менеджмент/В. В. Глухов. — СПб. : Питер, 2020.
5) Демиденко С. Ю., Трудоустройство, карьера, мобильность молодежи: институциональные и личностные факторы // Социологические исследования. — 2020. — № 2. — С. 160-162.
6) Дундарь М.А. Кадровый резерв как эффективный инструмент управления персоналом // Управление развитием персонала, 2019, №02(14), с. 104-111.
7) Иванова, Т.Ю. Теория организации: Учебник / Т.Ю. Иванова. - М.: КноРус, 2018.
8) Казначевская Г. Б.. Менеджмент: учебник/Г. Б. Казначевская. — Ростов н/Д : Феникс, 2020.
9) Ксенофонтова, Х.З. Теория менеджмента: теория организации (для бакалавров) / Х.З. Ксенофонтова. - М.: КноРус, 2019.
10) Купцов М. М. Стратегический менеджмент. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020.
11) Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы. Практическое руководство. / Ю.А. Лукаш. – М.: Финпресс, 202
12) Мальцева, А.А. Формы и методы повышения квалификации управленческих кадров в промышленности: новый взгляд на проблему// Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2016. - № 7. - С. 326-335.
13) Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2020.
14) Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - 7-е изд., перераб.и доп. - М.: Инфра-М, 2020.
15) Папанова Н. Е., Технологии построения и развития профессиональной карьеры персонала // Кадры предприятия. — 2020. — № 1. — С. 38-54.
16) Теория организации: учебник / В.Г.Ларионов, В.Р.Борисова. - М.: Дашков и К, 2020.
17) Теория организации / Черных А. В., Прудникова О. А. УлГПУ, 2019. См.
18) Теория организации и организационное поведение / Сергеева Е. А., Бардасова Э. В. Издательство КНИТУ, 2019.