Фрагмент для ознакомления
2
Научение как индивидуально приспособительная деятельность животных
Обучение – это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.
Обучение играет исключительно важную роль в жизни животных и человека, поэтому изучению этой проблемы посвящено огромное количество научных исследований.
Формы обучения животных весьма многообразны и поэтому существуют различные их классификации.
З.А. Зорина и И.П. Полетаева (2001), основываясь на данных О. Меннинга (1992), Д. Дьюсбери (1981), Р. Томаса (1996), Дж. Пирса (1998) и др., предлагают следующую классификацию форм индивидуально-приспособительной деятельности животных [3, 4].
Неассоциативное обучение:
сенсибилизация;
привыкание
Ассоциативное обучение:
классические условные рефлексы;
инструментальные условные рефлексы
Когнитивные процессы:
латентное обучение;
выбор по образцу;
обучение, основанное на представлениях о пространстве, порядке стимулов, времени, числе.
Неассоциативное обучение заключается в ослаблении реакции при повторных предъявлениях раздражителя.
Способность к обучению базируется на присущем центральной нервной системе свойстве пластичности, которая проявляется в способности системы изменять реакции на повторяющийся многократно раздражитель, а также в случаях его совместного действия с другими факторами [5]. Пластичность может иметь разную направленность: чувствительность к раздражителю может повышаться – это явление называется сенсибилизацией, или снижаться, – тогда говорят о привыкании.
Привыкание и сенсибилизация относятся к самым примитивным видам индивидуально вырабатываемых реакций.
Сенсибилизацией называется повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента. В качестве примера сенсибилизации можно привести аллергию, когда повышается чувствительность к определенным химическим стимулам, обычно безвредным, но у сенсибилизированных организмов способным вызывать целый комплекс патологический реакций.
Привыкание – наиболее примитивная форма обучения. Это самая элементарная индивидуально вырабатываемая реакция снижения возбудимости. Она возникает при многократном систематическом повторении определенного раздражителя, не грозящего организму существенными последствиями, и заключается в постепенном достаточно устойчивом ослаблении самой реакции или уменьшении частоты появления вплоть до полного ее исчезновения. Иными словами, животное «обучается» не реагировать на раздражитель, не причиняющий ему вреда, и привыкание становится как бы «отрицательным обучением» [3, 5].
При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания. Формирование этой связи обнаруживается в виде изменений в поведении животного, которые называются условными рефлексами [6].
Условные рефлексы являются обширным классом реакций. Существует множество принципов их классификации:
по модальности условного раздражителя (зрительные, звуковые, обонятельные, кожные и т.д.);
по характеру ответной реакции животного (двигательные или секреторные);
по ее биологическому смыслу (пищевые, оборонительные, половые);
по способу образования (условные рефлексы первого, второго, третьего и высших порядков, имитационные условные рефлексы и др.);
по временным характеристикам образуемых условных рефлексов (наличные и следовые).
Кроме того, имеются условные рефлексы, вырабатываемые на простые раздражители и на различные виды комплексных раздражителей, натуральные на естественные признаки предметов (например, на запах пищи) и искусственные – на случайные ее признаки (например, бренчание миски), классические, инструментальные и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Блохин Г.И. Блохина Т.В. Кинология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань»,2013.- 384 с.
2. Гриценко, В. Послушание собаки / В. Гриценко. - М.: Аквариум-Принт, Астрель, ВКТ, 2011. - 256 c.
3. Зоопсихология и сравнительная психология: учебно-методическое пособие / сост. О. Е. Коровина. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2016. – 140 с
4. Зоопсихология и сравнительная психология: учебно-методическое пособие / сост. О. Ю. Гроголева. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 54 с.
5. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие/3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002.- 320 с.
6. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. М., 1973.
7. Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление). Л., 1973.
8. Прайор К. Несущие ветер. М., 1981.