Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация собственного бизнеса, пожалуй, самый сложный и вместе с тем захватывающий способ реализовать свои профессиональные таланты. Согласно статистике лишь около 5% людей имеют способности к успешному предпринимательству, однако это не останавливает желающих реализовать свои мечты и основать собственное дело. Будущему предпринимателю задолго до непосредственной организации своей фирмы приходится решать массу финансовых и юридических вопросов и осуществлять огромное количество процедур. Для успешного функционирования собственного бизнеса предпринимателю необходимо не только грамотно организовать внутренние процессы фирмы, но и суметь защитить свой бизнес от агрессий внешней среды, а также эффективно взаимодействовать с представителями внешнего мира.
1. Организационно-правовые формы предприятий
1.1. Существующие организационно-правовые формы предприятий в России
На сегодняшний день выделяют различные виды организационных форм компаний. Под классическими корпорациями подразумеваются фирмы, целью создания которых является достижение максимально возможной эффективности бизнеса, которая выражается в рентабельности продаж, высокой оборачиваемости, росте доли рынка.
Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Выделяют коммерческие организации и некоммерческие организации. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками. Основными видами коммерческих организаций являются:
хозяйственные товарищества,
хозяйственные общества,
производственные кооперативы,
унитарные предприятия.
1.2. Сравнительный анализ различных организационно-правовых форм
Организационно-правовая форма – это форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом. Она определяет ответственность по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий. Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ, а также в вытекающих из него нормативных актах.
2. Организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ
2.1 Структура организационно-правовых форм, предусмотренная ГК РФ
Цель коммерческих предприятий – получение прибыли. Так, согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными товариществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Хозяйственные товарищества характеризуются следующими признаками:
вклады разделены на доли складочным капиталом;
все имущество, приобретенное или произведенное, принадлежит товариществу;
высшим органом является собрание участников;
хозяйственное товарищество рассматривается как объединение лиц, что предполагает личное участие в делах товарищества;
государственные органы и муниципальные органы не вправе учувствовать в хозяйственных товариществах.
Правовая форма «общество с ограниченной ответственностью» на сегодняшний день наиболее распространена в России . Согласно ГК РФ и ФЗ № 14 , общество с ограниченной ответственностью это созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
В любом случае корпораций исполняет указание законодателя, а не ведет собственную правотворческую деятельность. При проведении общего собрания акционеров процедура разделяется на три части согласно ст. 47 ФЗ Об акционерных обществах: подготовка; созыв; проведение .
Подходы к содержанию данных этапов в литературе различаются, что означает пробелы в праве. п. 1 ст. 54 ФЗ «Об акционерных обществах» установил, что в процессе подготовки к общему собранию определяется форма, дата, место и др. На практике же данные вопросы принимаются в процессе принятия решения о проведении собрания, а не на стадии его подготовки. А другие сведения об этапе подготовки в ФЗ не указаны.
В пп. 2.1-2.21 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР России от 02.02.2012 г. № 12-6/пз-н (далее по тексту – Положение) указаны следующие необходимые действия :
– постановка предложения о проведении собрания на повестку дня;
– выдвижение кандидатов в управление;
– направление требования о внеочередном собрании участников в компетентный орган;
– принятие управленческого решения согласно п. 1 ст. 54 ФЗ «Об акционерных обществах» и в п. 2.10. рассматриваемого Положения;
– составление списка участников собрания;
– подготовка бюллетеней для голосования.
Согласно мнению автора данной работы, первые 4 пункта не входят в этап подготовки собрания акционеров, т.к. производятся одновременно с выдвижением инициативы по проведению собрания.
Согласно мнению автора данной работы, следует в стадию подготовки собрания включить следующие этапы:
– составление плана-графика и сценария собрания акционеров;
– подготовка утверждаемых на собрании документов (новый устав, новые положения и др. организационно-правовые документы);
– подготовка рекомендаций по управлению прибылью, дивидендами, утверждение годового отчета;
– подготовка материалов для обсуждения вопросов, выносимых на повестку собрания;
– подготовка сообщений о проведении собрания;
– решение технических вопросов.
По мнению автора данной работы, инициативная стадия, к которой, по сути, относятся пункты содержания, относящегося к подготовительной стадии, как указано в законе, является самостоятельной стадией, хотя законодательством в качестве таковой и не указана .
2.2 Сравнение наиболее распространенных организационно-правовых форм
Общество с ограниченной ответственностью создается в момент государственной регистрации. Правоспособность общества с ограниченной ответственностью прекращается в момент его ликвидации – регистрации соответствующей записи в едином государственном реестре юридических лиц. Общество с ограниченной ответственностью действует без ограничения срока если иное не указано в Уставе общества с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, а не по обязательствам участников общества с ограниченной ответственностью. При этом существуют исключения, влекущие риск для участника общества с ограниченной ответственностью, поскольку может возникнуть ответственность участника при наступлении несостоятельности (банкротства) общества с ограниченной ответственностью, вызванная виновными действиями участника общества с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью должно быть зарегистрировано с указанием полного наименования на русском языке (на иностранном языке записывается транслитерацией), юридический и почтовый адрес. Сокращенное наименование должно содержать аббревиатуру «ООО». Место нахождения общества с ограниченной ответственностью – его фактический адрес определяется по месту государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью.
В учредительных документах в качестве юридического адреса может быть указано место постоянного нахождения органов управления или основное место деятельности общества с ограниченной ответственностью.
По мнению В.А. Белова, Е.В. Пестеревой, Е.А. Суханова, наименование ООО неверно, поскольку участники общества с ограниченной ответственностью не ограничивают ответственность, а только несут ограниченный размером вклада участника риск убытков, связанных с возможной потерей этого вклада.
Поэтому вместо термина «ограниченная ответственность» лучше использовать «риск потери вкладов, внесенных участниками в уставный капитал».
Общество с ограниченной ответственностью – это организация, обладающая самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса участников общества с ограниченной ответственностью.
Для того, чтобы создать общество с ограниченной ответственностью не нужен большой капитал в отличие от акционерного общества, что удобно для, например, малого бизнеса.
Имущество общества с ограниченной ответственностью обособлено от имущества участников общества с ограниченной ответственностью. Оно учитывается на балансе общества с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом, участником гражданских правоотношений и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, т. е. выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота. Может быть истцом и ответчиком в суде.
Общество с ограниченной ответственностью вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.
Для регистрации общества с ограниченной ответственностью необходим устав, в который включаются сведения, идентифицирующие общество как субъекта гражданского оборота: полное и сокращенное фирменное наименование, место нахождения общества, его имущественное положение, внутренние отношения и др.
Поскольку на сегодняшний день на рынке существует множество участников гражданского оборота, то необходима индивидуализация с ограниченной ответственностью общества посредством фирменного наименования.
К средствам индивидуализации также относятся круглая печать согласно п. 5 ст. 2 ФЗ «Об ООО», штампы, бланки, товарный знак (знак отличия) и др.
Таким образом, юридическая конструкция общества с ограниченной ответственностью – это классическая форма объединения капитала. Отличиями общества с ограниченной ответственностью является небольшой размер уставного капитала, необходимого для регистрации общества, особенность названия – «общество с ограниченной ответственностью», распределение ответственности и органы управления.
Акционерное общество – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу . Определим понятие и классификацию органов управления акционерным обществом. По мнению Дмитриева Е.О. и Зинченко Л.А. управление в юридических лицах – это ориентация деятельности объекта на достижение каких-либо целей . Следует согласиться с И.М. Федеровым, который считает, что участие в управлении участников акционерного общества наравне с его органами управления невозможно . Юридическое лицо имеет в своем составе два органа управления по аналогии с устройством государственный и муниципальный орган: представительный и исполнительный. По мнению О.А. Серовой, также, основной корпоративного управления является его разделение на уровни: высшие, принимающие решения и исполнительные. При определении понятия и классификации органов управления следует определить термин «иные лица», привлечение которых к управлению является спорным моментом . Так, Е.А. Суханов отметил, что в качестве иных лиц могут выступить чиновники и депутаты, которым как государственным служащим запрещено осуществлять деятельность, приносящую доход кроме научной и образовательной деятельности. Кроме того, участие иных лиц в управлении не является обязательным признаком партнерства. Данную позицию также поддерживает И.М. Федоров, указывающий, что объем их компетенций определяется специальным соглашением.
Заключение
Таким образом, нами были рассмотрены организационно-правовые формы юридических лиц. Были рассмотрены наиболее часто применяемые подходы к определению, а, следовательно, и изучение организационно-правовых форм.
Существует следующая классификация корпоративных юридических лиц:
1. хозяйственные товарищества,
2. хозяйственные общества,
3. крестьянские (фермерские) хозяйства,
4. Хозпартнерства,
5. кооперативы (производственные и потребительские) и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 785.
3. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.2002, N 48, ст. 4746.
4. Аакер Д.А. Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений. – М.: Эксмо, 2007.
5. Борисова Е.И. Практика работы товариществ собственников жилья в России [Текст] /Е.И. Борисова //Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - №3. - С.188.
6. Бугаев К.В. Казачество России: необходимые изменения в Закон о службе // Общество и право, 2013, №3(45). – С. 31-35.
7. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г., Суренян М.А. Зарубежный опыт деятельности объединений собственников жилья [Текст] / Ш.З. Валиев, И.Г. Гавриленко, М.А. Суренян //Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - № 1 (11). - 2015. - С.114.
8. Варламов Д.В. Порядок уведомления акционеров о проведении общего собрания // Юрист. 2016. № 16. С. 24-27.
9. Варламов Д.В. Порядок уведомления и правовые последствия неуведомления и ненадлежащего уведомления акционеров о проведении общего собрания // Юрист. 2016. № 17. С. 33-37.
10. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №18. Ст. 572
11. Габдулхакова Д.С. Система налогообложения муниципальных унитарных предприятий в РФ. Режим доступа: http://aneks.spb.ru/tvorch-i-proektnaia-deiat-st-shkolnikov-i-studentov/sistema-nalogooblozheniia-munitcipalnykh-unitarnykh-predpriiatii-v-rf.html.
12. Габов А.В. Формирование органов акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 1. С. 10-18.
13. Дмитриев Е.О., Зинченко Л.А. Правовая характеристика органов управления акционерных обществ в России // Вестник Омского университета. – 2012. - № 3.
14. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник. – М.: Инфра-М, Кодекс, 1995.
15. Кожаринов А.В., Петровичева Н.М. О проблемах корпоративного управления в России // Наука и технологии в современном обществе. 2015. № 1 (2). С. 157-159.
16. Конина Н.Ю. Управление транснациональными корпорациями в условиях глобальной конкуренции // Проблемы теории и практики управления. 2012 № 5 С. 135.
17. Корпоративное право: Учебник» (2-е издание, переработанное и дополненное) / отв. ред. И.С. Шиткина. Изд-во: «КНОРУС». 2015.
18. Корпоративное управление в России: формирование и развитие комплекса интеграционных стратегий / Христофорова И.В., Эльканова Е.А., Макеева Д.Р., Сырейщикова О.А., Переяславский В.И., Вилисов В.Я., Атаров Н.З. // Под общей научной редакцией И.В. Христофоровой. Москва, 2015.
19. Крюкова М.В. Корпоративное управление в России // В сборнике: Проблемы теории и практики современной науки Материалы VI Международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов. ООО «НОУ «Вектор науки». 2016. С. 134-138.
20. Куценко А.В. Современные формы стратегического взаимодействия - слияния и поглощения и создание стратегических альянсов на примере нефтегазовой отрасли // Российское предпринимательство. 2011. № 6-2. С. 73.
21. Макарова О.А. Корпоративное право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. А. Макарова ; предисл. В. Ф. Попондопуло. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 382 с.
22. Макарова О.А. Новое в ГК РФ и в законах о хозяйственных обществах: соотношение императивного и диспозитивного регулирования // Гражданское право. 2016. № 1. С. 9-12.
23. Машкина Т.С., Петросян М.М. Российский и зарубежный опыт управления многоквартирным домом посредством создания товарищества собственников жилья // В сборнике: Научный взгляд: юридические науки сборник статей II Международной научно-практической конференции. Центр научного знания «Логос». 2017. С. 19.
24. Мерзляков Н.В., Тебряев А.А. Корпоративное право как внутрифирменное право. Анализ заявленного подхода // В книге: Неделя науки СПбГПУ материалы научно-практической конференции c международным участием. Институт гуманитарного образования СПбГПУ. 2014. С. 145.
25. Окорокова О.А., Петрусенко А.Н. Особенности корпоративного управления в России // Экономика и социум. 2016. № 4-2 (23). С. 54-58.
26. Особенности интеграции корпоративной социальной ответственности в сфере распределения функций и полномочий между руководством корпорации / Беляева И.Ю., Пухова М.М., Харчилава Х.П. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 4. С. 219-225.
27. Пацакула И.И., Малова С.С. Насколько приемлем зарубежный опыт корпоративного управления для России? // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 683-686.
28. Плотникова В.В. Концепция единого экономического субъекта при анализе деловой репутации в холдинговых структурах // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 2. С. 20.
29. Родионов А.И. Казачество как феномен русского мира // ЦИТИСЭ. 2016. №3 (7). С. 46
30. Романова Н.Б. О некоторых вопросах инициативной стадии процесса проведения общего собрания акционеров // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2015. № 2-2. С. 148-152.
31. Рохмистров М.С. Об осуществлении от имени российской федерации прав акционера организаций, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых находятся в федеральной собственности // Вестник АКСОР. 2016. № 1 (37). С. 7-13.
32. Рубеко Г.Л., Расулова В.Р. Дивиденды акционерных обществ: особенности правовой природы, порядок выплаты // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2015. № 9-10 (37). С. 36-41.
33. Сайт российской корпорации нанотехнологий http:// www. rusnano. com
34. Сапко С.И. Правовой статус общества с ограниченной ответственностью по законодательству России // Ленинградский юридический журнал. - 2013.
35. Семенова Ю.А. Особенности управления в хозяйственном партнерстве // Проблемы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2014. - № 5.
36. Сланова Н.Н. Эволюция системы корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием в России // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 67.
37. Создание совместных предприятий в нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.e&y.com.ru.
38. Соколова Ю.В., Положенцева И.В. Ключевые моменты исследования феномена казачества в XXI веке // В сборнике: Теоретические и методические проблемы современного образования. М., 2016. С. 335
39. Соколова Ю.В., Положенцева И.В. Указ. соч. С. 336
40. Соловьев Д.Н. Возрождение казачества и статус казаков // Военно-юридический журнал, 2011, № 5 – с.11.
41. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. Изд-во: «Статут». 2014.
42. Сыродоева О.Н. Проблемы юридической личности в законодательстве США//Правоведение. 1992. N 4. С. 26.
43. Тимонина И.Л. Исследования японской корпорации и корпоративного управления в России в постсоветский период // В сборнике: Современное российское японоведение: оглядываясь на путь длиною в четверть века Ассоциация японоведов; Институт востоковедения РАН; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ; под редакцией Д. В. Стрельцова. Москва, 2015. С. 321-347.
44. Федоров, И. М. Управление в хозяйственном партнерстве / И. М. Федоров // Закон. - 2012. - №7. - С. 95104.
45. Филатова Н.Г. Кодекс корпоративного управления и повышение эффективности использования государственной собственности в России // В сборнике: Государство и бизнес. Современные проблемы экономики Материалы VII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Факультет экономики и финансов. 2015. С. 78-82.
46. Филимонова И.В. Понятие и правовая природа холдинга: основные доктринальные подходы // Российский юридический журнал. 2014. - № 6. – С. 13.
47. Фокина М.А., Седова Н.А. Имущество, находящееся в муниципальной собственности // В сборнике: Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права сборник научно-практических статей Всероссийской научно-практической конференции для молодых ученых. Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский институт актуальных проблем современного права». 2016. С. 103-106.
48. Харчилава Х.П. Развитие ценностно-ориентированного корпоративного управления в России // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 2 (136). С. 63-69.
49. Чердакова Л.А. Некоторые критерии отнесения сделок унитарных предприятий к категории крупных // Сибирский юридический вестник. 2016. № 3 (74). С. 81-84.
50. Юсупова З.Г. Сравнительный анализ правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом субъектов права оперативного управления // Апробация. 2016. № 10 (49). С. 59-62.
51. Ярошенко Н.В. Банковская группа и банковский холдинг: правовые критерии разграничения // Банковское право. 2015. № 3.
52. Harvard Business Review. Слияния и поглощения. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
53. McKinsey & Company, Global Investor Opinion Survey,-July.-2002.
54. Segil L. Intelligent Business Allinaces. RANDOM HOUSE (1996), Ellis C. Marketing Strategic Alliances Succeed. Harvard Business review (July–August 1996).
55. Slowinsky G., Seelig G., G&Hull F., “Managing technology-Based Strategic Alliances Between Large and Small Firms”, SAM ADVANCED MANAGEMENT JOURNAL (Spring 1996).
56. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/unitarnoe-predpriyatie.html