Фрагмент для ознакомления
2
1. Почему роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» называют романом-мифом?
Чтобы заслужить такое название (роман-миф, мениппея), надо иметь в тексте произведения многое. Например, на уровне композиции такое произведение должно быть уникальным. И роман, действительно, уникален, так как включает в себя две истории. Первая история повествует о судьбе Мастера-писателя, жившего в Москве тридцатых годов. И вторая история - роман, написанный Мастером, история, описывающая события, случившиеся в древнем городе Ершалаиме более двух тысяч лет назад с прокуратором Понтием Пилатом и «бродячим философом» Иешуа. И именно эта история и является мифом. Слово «миф» (μῦθος) переводится с древнегреческого как речь, слово; сказание, предание. Миф - это повествование, которое передает представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. И Мастер, сохраняет в своём романе все библейские мотивы и своё видение обстоятельств смерти Иисуса Христа и доброту, и понимание прокуратора Понтия Пилата.
2. Назовите примеры использования мифологической условности в повести А. Платонова «Котлован».
В повести автор рассматривает строительство социализма в контексте библейской легенды о Вавилонской башне. Очередная попытка людей построить «город и башню, высотою до небес». И глубокий котлован для дома счастья «строят люди с бессознательными лицами», «угрюмыми и худыми», не люди, а роботы, запрограммированные лишь на одно действие, - тяжкий, до отупения, физический труд. У земли рытье котлована отнимет «тысячи былинок, корешков и мелких почвенных приютов», упраздняется «старинное природное устройство».
Маленькая девочка Настя умирает от равнодушия людей, которые проходили мимо нее с опущенными головами. Яма, которую вырыли для создания дома счастья, становится местом погребения ребенка, самого чистого и святого, что есть на свете. Нельзя, оказывается, достичь небес на костях ребенка.
3. Прочитайте вставную новеллу – легенду о неистовом Калафате из романа Л. Леонова «Барсуки» и объясните ее как неомифологический прием в романе.
В произведениях Л. Леонова значительная роль отведена многочисленным легендам и притчам. Разбросанные по произведениям писателя разных лет, они активно участвуют в решении многих философских, социально-нравственных проблем творчества писателя. Л. Леонов создал в своих произведениях «маленькие сказания», притчи. Они сохраняют все жанровые особенности притчи: и возможность предельного заострения авторской мысли, и особые способы художественной выразительности, и высокая мера экспрессивности, и свойственная этому жанру, который можно определить как «параболичность мышления». Трудная тема, которая прослеживается в притче о Калафате - это тема взаимоотношения города и деревни. «Он понял, глубину и важность проблемы - быть может, и в самом деле больше годовой, чем сердцем, - он понял, как нужен деревне «неистовый Калафат». Этот город велик в своих дерзаниях. Леонов переосмысляет староверческую притчу, в иносказательной форме выражает вековое недоверие крестьянина к городу, к науке. Говоря о противостоянии города и деревни, Леонов ставит вопрос, который в то время отражал философские искания советской литературы, рожденной революцией. А вопросы сложные: как соотносятся строительство «процесса природы» и законы самой природы. Природа понимается автором широко, как природа жизни, природа исторической судьбы народа.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Вахитова Т. М. Л. Леонов // Русские писатели. ХХ век: Библиогр. слов.: В 2 ч. Ч. 1: А–Л / под ред. Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998.
2. Дмитриев А. В. Неомифологизм в структуре романов В. Пелевина: дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2002. – 174 с.
3. Дорошевич А. Миф в литературе // Вопросы литературы. – 1970. – № 2. – С. 122-141.
4. Имихелова С. С., Колмакова О. А. Современная русская проза: учеб. пособие. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос, ун-та, 2016. – 182 с.
5. Ковалева И. Миф: повествование, образ и имя // Лит. обозрение. – 1995. – № 3. – С. 92–94.
6. Кузьменко О. А. Проза Л.С. Петрушевской в свете русской повествовательной традиции ХIХ-ХХ веков. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. – 129 с.
7. Лотман Ю. М., Минц З. Г., Мелетинский Е. М. Литература и мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 2: К – Я / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Рос. энциклопедия, 1994. – С. 58–65.
8. Медведева Н. Г. Миф как форма художественной условности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – М., 1984. – 16 с.
9. Мелетинский Е. М. Миф и ХХ век / Е.М. Мелетинский // Избранные статьи. Воспоминания. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 421 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://irex ff
10. Мещерякова М. И. Неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения [Электронный ресурс]. – URL: http://sf.alarnet.com/litved/fant/me2.htm
11. Михайлова Л. П. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество / 2-е изд.. – М.: Художественная литература, 1980. – 216 с.
12. Пастушенко Ю. О мифологической природе образа у Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 4. – М.: Наследие, 2000. – С. 339-353.
13. Погребная Я. В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 177 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://bookz.ru/authors/ana-pogrebnaa/aktual_n_871.html
14. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 1999. – 384 с.
15. Рытова Т. А., Щипкова Е. А. Проблема исследования мифологизма и сюжета мифа как элемента сюжетной структуры в русской прозе конца ХХ – начала ХХI в. // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. – № 4(20). – 2012. – С. 115-128.
16. Скороспелова Е. Б. Русская проза ХХ века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). – М.: ТЕИС, 2003. – 358 с.