Фрагмент для ознакомления
2
Блок 1 «Возрастная психология»
Тема 1: Методы исследования возрастной и педагогической психологии.
Основные понятия: объект, предмет, задачи возрастной и педагогической психологии; основные методы исследования, дополнительные методы иссле¬дования, объективное наблюдение, сплошное наблюдение, выборочное наблюдение, скрытое наблюдение, включенное наблюдение, одноразовое наблюдение, пролонгированное наблюдение, естественный эксперимент, генетико-моделирующий (формирующий) эксперимент, метод дневниковых записей, стратегия исследования, лонгитюд, стратегия поперечных срезов, близнецовый метод, анализ результатов детской деятельности, беседа как дополнительный метод исследования психологии детей.
Задание: Прочитать материалы учебников, учебных пособий и раскрыть следующие вопросы письменно
1. Метод наблюдения, его разновидности.
ОТВЕТ:
Это старейший метод психологического исследования. С его помощью можно получить обширную информацию о психике человека. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры, вроде тестов и опросников. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними.
Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.
В педагогических и психологических исследованиях применяется широкое разнообразие видов, форм наблюдения. К числу наиболее распространенных видов можно отнести следующие:
1. Наблюдения, распределённые во времени:
• лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения);
• периодические, (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени);
• единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).
2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть
• полевыми (естественными для жизни наблюдаемого условия),
• лабораторными (объект наблюдается в искусственных условиях) и
• спровоцированными в естественных условиях.
3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть
• открытым и
• скрытым (например, через стекло Гезелла), или
• наблюдением со стороны и
• включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником).
2. Эксперимент и особенности его применения в возрастной и педагогической психологии.
ОТВЕТ:
Метод эксперимента предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. Исследователь не ждет появления интересующего его явления, а сам вызывает его. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического процесса, свойства, экспериментатор получает возможность неоднократно повторять эксперимент, получает возможность, проводя исследование с разными испытуемыми в одинаковых условиях, установить возрастные и индивидуальные особенности развития исследуемых психических процессов. По своему усмотрению экспериментатор может менять условия эксперимента, что открывает широкие возможности для нахождения и обоснования наиболее эффективных приемов в учебно-воспитательной работе с детьми.
3. Лонгитюд и стратегия поперечных срезов.
ОТВЕТ:
Поперечные срезы- форма исследования, основанная на одновременном, сравнительном изучении испытуемых разных возрастов. По срезам осуществляется реконструкция целостной картины психического развития в онтогенезе. Главное достоинство- экономичность, относительно низкая трудоемкость. Недостатки:
1. Критерии возраста: возр группы формируются по хронологическому признаку, это не гарантирует единство психологич возраста
2. Опасность усреднения данных. Должны быть включены кризисы => необходимо дополнять лонгитюдным методом.
3. Проблема реконструкции недостающих возрастов. 6 и 10, что посередине? Если часто иссл, это превратится в лонгитюд.
4. Проблема смешения когортных (когорта- поколение одного исторического времени) и возрастных изменений. При сравнении двух возр групп нужно четко различать, что обусловлено историческими особенностями, а что- собственно возрастно- психологическими. Напр. образование 70-летнего человека, который начал получать его в середине 1930-х годов, и обра¬зование 30-летнего человека, приступившего к нему в конце 1970-х, во многом сильно отличаются. Можно сказать, что когорта 30-летних во многом сильно отличается от когорты 70-летних.
Лонгитюд предполагает систематическое исследование психич развития одного и того же испытуемого или группы испытуемых на протяжении достаточно продолжительного периода времени.Основное достоинство лонгитюда- выявление кризисов и целостной картины развития. Недостатки:
• Дороговизна и трудоемкость
• Опасность утраты реперзентативности выборки в силу того, что часть испытуемых выбывают из исследования.
• Эффект научения испытуемых вследствие неоднократного повторения одних и тех же методик зашумляет эффекты собственно развития
• Смешение возрастных и когортных различий
Оба метода реализуют констатирующую стратегию, это минус.
4. Использование психологических тестов при изучении детей.
ОТВЕТ:
Психологическое тестирование – это метод психодиагностики с использованием тестов (англ. test – испытание, проверка, проба) – стандартизированных, обычно кратких и ограниченных во времени испытаний для выявления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Каждый тест должен удовлетворять таким основным требованиям, как объективность, валидность и надежность. Объективность психологического теста предполагает независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора. Валидность психологического теста означает степень измерения определенного свойства, для диагностики которого данный тест предназначен. Надежность психологического теста означает степень точности измерения определенного свойства, для диагностики которого этот тест предназначен. Предметом тестирования в рамках детской психологии могут являться любые психологические характеристики ребенка – познавательные процессы, психические состояния, личностные свойства, отношения. Тестирование с детьми дошкольного возраста также проводится в игровой форме с опорой на наглядный материал.
Анализ продуктов деятельности является одним из методов получения первичной информации на первоначальных этапах психологического исследования для предварительного знакомства с ребенком. Этот метод предполагает, например, изучение рисунков, детских поделок по лепке, аппликации, конструированию и др.
Социометрия используется для психологического исследования межличностных отношений в группе детей с целью определения структуры взаимоотношений и выявления социометрических статусов каждого ребенка ("звезды", "предпочитаемые", "пренебрегаемые", "изолированные" и др.). Социометрические методики проводятся в игровой наглядной форме в различных вариантах, начиная со старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте складывается более или менее четкая дифференциация в структуре взаимоотношений в детской группе.
5. Дополнительные методы и методики, используемые в возрастной и педагогической психологии.
ОТВЕТ:
1)организационные методы(сравнительный, лонгитюдный, комплексный).Сравнительный метод (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных, полученных в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик, где изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей – детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. Лонгитюдное исследование (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка (или группы детей) в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.
2) эмпирические методы: а) обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); б) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или, по Б. Г. Ананьеву, психолого-педагогический); в) психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа); г) праксиметрические методы, поБ. Г. Ананьеву, приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); д) метод моделирования (математическое, кибернетическое и др.) и е) биографические методы (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека).
Эмпирические методы – группа методов психологии, позволяющая получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят: наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными эмпирическими методами), а также тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.
3) обработка данных:методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа. Методы обработки данных – подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение, ранжирование и т.д.).
4) интерпретационные методы:включающие генетический и структурный метод. Интерпретационные методы – это различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).
5)методы психологического воздействия – специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.
6. Методы развивающей работы психолога.
ОТВЕТ:
Развивающая работа психолога ведется в группах и индивидуально. К групповой работе относятся тренинги, психологические игры, а к индивидуальной — консультации.
Работа с детьми отличается от работы со взрослыми. Для дошкольников в силу недостаточного развития у них рефлексии консультации бессмысленны, поэтому работа с ними ведется в игровой форме. Начиная с подросткового возраста уже можно проводить консультации, а при работе со взрослыми людьми это один из основных видов деятельности психолога.
Современная психология предлагает психологу разнообразные методические и содержательные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с людьми, как с детьми, так и со взрослыми. Развития требуют интеллектуальная сфера, внимание, память, воображение, поведенческие аспекты, личностные, эмоциональные проблемы и т.д