Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2019 года доля инвалидов составила 8,1% от общего населения России, или 11, 3 млн. человек, в том числе, 670 тысяч - это дети в возрасте от 0 до 7 лет. Одними из самых распространенных причин инвалидности среди детей являются психические заболевания, связанные с интеллектуальными нарушениями .
Согласно терминологии, в специальной психологии понятие «умственная отсталость» понимается как стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга, наследуемого или приобретённого на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные) .
Нарушение высших психических функций является характерной особенностью при умственной отсталости и выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания, также страдает эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Для умственно отсталых детей характерна ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей, мотивов. Значительно снижена активность всей деятельности. Итогом служит трудность формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Целью данной работы является рассмотрение системы воспитания Эльконина-Давыдова и её возможностей в развитии учащихся с нарушениями интеллекта.
1 Общая характеристика развивающего обучения: идеи Л. С. Выготского, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина
По мнению Л. С. Выготского, крайне важен развивающий характер обучения. Последнее учитывает специфику возраста, специфику структуры нарушения. Также обучение должно быть нацелено на ранее начало коррекционно-воспитательного процесса, на ускорение темпа развития и преодоление отклонения в развитии.
Обучение развивает тогда, когда оно принимает во внимание зону ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития – это резерв потенциальных возможностей ребенка, который ребенок сам не может реализовать. В этом ему помогает взрослый. Обучать нужно тому, что воспринимается под руководством взрослого, но не воспринимается самостоятельно.
Развивающее обучение тесно связывается с сенситивными периодами развития. Л. С. Выготский продемонстрировал, что в развитии ребенка существуют периоды, в которые процесс обучения производится быстро и полноценно. Ни в какой другой период добиться полноценности уже невозможно. Эти периоды – сенситивные, то есть чувствительные к развитию определенной функции, процесса или деятельности. Например, наиболее сенситивный период для развития речи ребенка в норме – от года до трех. Если речь в данный период не развивается, ее формирование в дальнейшем происходит с внушительными сложностями и требует специального обучения . Л. С. Выготский говорит о том, что действие дефекта является вторичным, отраженным. Своего дефекта ребенок не ощущает. Он ощущает затруднения, которые связаны с его дефектом и как следствие его – снижение социальной позиции ребенка. Дефект реализует себя в виде «социального вывиха». Все связи с людьми, все, что определяет человеческое место в социуме, его судьбу, все функции жизни в обществе перестраиваются.
Органические, врожденные причины функционируют не сами по себе, не косвенно, а через вызываемое ими снижение социальной позиции ребенка. Все наследственное и органическое должно быть понято психологически, для того, чтобы можно было понять его истинную роль в развитии ребенка.
Малоценность органов, которая приводит к компенсации, формирует специфическую психологическую позицию для ребенка. При помощи этой позиции, и только через нее, дефект влияет на развитие ребенка. Данный психологический комплекс, который создается на основе снижения социальной позиции по причине дефекта, называется комплексом неполноценности. В двучленный процесс «дефект - компенсация» вносится третий, промежуточный член: «дефект - чувство малоценности - компенсация». Дефект вызывает компенсацию не прямо, а косвенно, при помощи создаваемого чувства малоценности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Вассерман Е. Л., Нарушения интеллектуального развития в современных медицинских классификациях // Дефектология. — 2020. — № 3. — С. 31-35
2) Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5. - М., 1983.
3) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, РФ, Москва, ИНТОР, 1996, 544 с.
4) Замский Х.С. История олигофренопедагогики. Уч.пособие для студентов дефектологического фак.пед.инст. М., «Просвещение», 1974.
5) Каленик Е. Н., Физиолого-педагогическая характеристика развития физических качеств младших школьников с легкой степенью умственной отсталости // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2019. — N 5. — С. 14-20
6) Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.
7) Российская Федерация, Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : письмо от 31.08.2020, № ДГ-1342/07 // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 7. — С. 14-15.
8) Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. - M.: Росстат, 2019. - 549 с.
9) Соловьева Т. А., // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 4. — С. 3-5
10) Хэтти Дж. Видимое обучение, РФ, Москва, Национальное образование, 2017, 496 c.
11) Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности, РФ, Москва, ОИРО, 2010, 432 c.