Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ 3
Тема: Предмет, задачи, методы и принципы социальной педагогики 3
Задание 1. Подготовить сравнительную таблицу категориально-понятийного аппарата социальной педагогики 3
Тема 2. Законодательная база социальной педагогики 6
Задание 2. Составить список нормативных документов (не менее 10), регламентирующих социально-педагогическую деятельность 6
Тема 3. Функции и принципы социальной педагогики 7
Задание 3. Подобрать и проанализировать игру, направленную на взаимодействие учащихся в поликультурной образовательной среде 7
Сюжетно-ролевая игра «АВТОБУС» 7
Тема 4. Социально-педагогическая деятельность с трудными детьми 8
Задание 4.1. Проанализировать содержание одного документа, необходимого для осуществления социально-педагогической деятельности с трудными детьми 8
Задание 4.2. Разработать паспорт социального проекта, направленного на организацию конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений 9
Тема 5. Социально-педагогическая деятельность с семьей 12
Задание 5.1. Проанализировать содержание документа Семейный кодекс РФ, необходимого для осуществления социально-педагогической деятельности с семьей 12
Задание 5.2. Разработать паспорт социального проекта, направленного на организацию конструктивного взаимодействия членов семьи 12
Тема 6. Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями 15
Задание 6.1. Проанализировать содержание документа Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», необходимого для осуществления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья 15
Задание 6.2. Разработать паспорт социального проекта, направленного на организацию совместной деятельности субъектов инклюзивного образования 16
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ 19
Задание 1. Подобрать и проанализировать статью о современных социальных проблемах субъектов поликультурного образования из рецензируемых научных изданий 19
Взаимодействие семьи и образовательных организаций в процессе поликультурного образования учащихся 19
Задание 2. Практическое задание: проанализировать предложенную программу психолого-педагогического сопровождения социализации или социальной адаптации обучающихся «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» 22
Задание 3. Составить сравнительную таблицу основных элементов социально-педагогической деятельности: социальное обучение, социальное взаимодействие, социальное воспитание 23
Фрагмент для ознакомления
2
Тема 2. Законодательная база социальной педагогики
Задание 2. Составить список нормативных документов (не менее 10), регламентирующих социально-педагогическую деятельность
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Конвенция ООН о правах ребенка 1995 года;
Российские документы федерального значения:
3. Конституция РФ.
4. Гражданский, Семейный, Уголовный кодексы, Трудовое законодательство.
5. Закон РФ «ОБ образовании» с изменениями и дополнениями.
6. Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
7. Закон «Об общественных объединениях».
8. Закон «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений».
9. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
10. Закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
11. Ведомственные документы «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования».
12. Значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ, в котором он проживает и работает.
13. Документы муниципальных образований (приказы, распоряжения и решения коллегии ведомственного органа управления).
14. Внутриучрежденческие документы: Копия Устава образовательного учреждения, копия плана работы образовательного учреждения, должностная инструкция социального педагога.
...
Тема 3. Функции и принципы социальной педагогики
Задание 3. Подобрать и проанализировать игру, направленную на взаимодействие учащихся в поликультурной образовательной среде
Название игры. Сюжетно-ролевая игра «АВТОБУС».
Содержание игры. Для игры воспитатель вместе с детьми делает «автобус» из модулей, ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Всё сооружение можно огородить кирпичом из мягкого строительного набора, оставив спереди и сзади «двери для посадки и высадки пассажиров». Перед первым модулем воспитатель прикрепляет руль к большому цилиндру из мягкого строительного набора. Дети для игры получают кошельки, деньги, сумки, кукол.
Попросив «водителя» занять свое место, «кондуктор» (воспитатель) вежливо предлагает «пассажирам занять места в автобусе» и помогает им удобно разместиться. Кроме детей, пассажирами могут быть мягкие игрушки (среди которых могут быть не только взрослые, но и «мамы» или «папы» с «детишками»; также взрослыми могут выступать дети, а «детишками» – мягкие игрушки). Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватает мест для сидения, советует держаться, чтобы не упасть во время «поездки». Размещая «пассажиров», «кондуктор» объясняет им свои действия.
Возраст играющих, для которых она рекомендована: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель игры: закреплять знания и умения о труде водителя и кондуктора, на основе которых дети смогут развить сюжетную, творческую игру; знакомить с правилами поведения в общественном транспорте; развивать интерес к игре; формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывать у детей уважение к труду водителя и кондуктора.
Задачи (обучающая, воспитывающая, развивающая): учить детей правилам поведения детей в общественном транспорте. Воспитывать дружеские отношения, коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения. Развивать способности детей к интеграции и взаимодействию в общество, адаптации в меняющихся условиях социальной среды.
Качества личности, на развитие которых направлена игра. Взаимодействие учащихся в поликультурной образовательной среде
Функции, которые реализует педагог при организации игры: коммуникативная, ценностно-ориентационная.
Принципы, которыми руководствуется педагог при организации игры: природосообразности, культуросообразности и гуманизма.
Выводы: с самого раннего детства ребенок познает мир через игру. От того сколько времени взрослые с ним играют зависит его развитие. Чем больше ребёнку выделяется внимания, тем легче идет его адаптация к внешнему миру. А мир он познает только через игру и это приводит к воспитанию гармоничной личности.
Игра «Автобус» социальна по происхождению. В процессе данной игры ребенок может свободно выражать себя, освобождаясь от напряжения повседневной жизни. В процессе предлагаемой игры, ребёнок «примеряет» на себя разнообразные социальные роли, учится вступать в активное социокультурное взаимодействие, правильно ориентироваться в экстремальных ситуациях, вырабатывает навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Тема 4. Социально-педагогическая деятельность с трудными детьми
Задание 4.1. Проанализировать содержание одного документа, необходимого для осуществления социально-педагогической деятельности с трудными детьми
Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблей Организацией Объеденных Наций 20 ноября 1989 года (ратифицирована СССР (Россией как правопреемником 15.09.1990 г.), где впервые ребёнок стал рассматриваться не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Конвенция содержит 54 статьи, которые охватывают практически все области жизнедеятельности ребенка. Все её положения сводятся к четырём требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участие в жизни общества.
- Право на выживание охватывает права ребенка на жизнь и удовлетворение его потребностей, которые составляют основу существования; оно включает в себя достойный жизненный стандарт, кров, питание и доступ к медицинскому обслуживанию;
- Право на развитие включает в себя, что необходимо детям для достижения наибольшего развития своих способностей: право на образование, игру, отдых, доступ к информации, свободу мысли, совести и выбора религии.
- Право на защиту требует, чтобы дети были защищены от насилия и эксплуатации. Особое внимание обращено на проблемы беженцев, детей жертв пыток и насилия, детского труда, потребления наркотиков и сексуальная эксплуатация несовершеннолетних;
- Право на участие позволяет ребёнку принимать активное участие в жизни общества и страны. Они включают свободу в себя свободу иметь и высказывать своё мнение по проблемам, касающимся жизни детей; право вступать в организации и право на мирные собрания. По мере взросления дети должны иметь все возрастающие возможности для активного участия в общественной жизни, подготовиться к принятию ответственности за жизненно важные решения.
В Конвенции закрепляются следующие принципы (ст. 2; 3; 6 и 12):
- Недискриминация (ст. 2) – государства участники должны обеспечить, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права.
- Наилучшее обеспечение ребенка (ст. 3) – при принятии государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.
- Право на жизнь, выживание и развитие (ст. 6) – целью указанной нормы является не только поддерживание и развитие, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального, культурного развития.
- Взгляды ребенка (ст. 12) – детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам.
Выводы: статья 15 регламентирует и определяет особенности защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.