Фрагмент для ознакомления
2
В современном гуманистически ориентированном образовании «педагогическая поддержка» рассматривается как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие потенциала человека, включающая помощь в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. В педагогической теории и практике ведется интенсивный поиск моделей педагогической поддержки в образовании. На сегодняшний день наиболее разработанными считаются модели педагогической поддержки детей в школе .
Педагогическая поддержка может потребоваться воспитаннику на этапе постановки цели, формулировки гипотез, отборе необходимых средств для осуществления познавательной деятельности и ее непосредственном выполнении, оценке полученных результатов. В это время ребенку необходимо чувствовать поддержку воспитателя и учителя, ощущать его участие. Иногда неосторожная реакция, даже восторженная эмоция педагога разрушает самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому педагогическая поддержка осуществляется взрослым только тогда, когда ребенок сам попросил о помощи (вербально или невербально). Установлено, что в практике работы педагоги часто затрудняются в выборе конкретных приемов педагогической поддержки в работе с детьми.
Целью данной работы является рассмотрение педагогической поддержки посредством тактики защиты.
1 Общая характеристика тактик педагогической поддержки
Под технологией «педагогическая поддержка» мы будем понимать взаимодействие ребенка и взрослого, направленное на сохранение и развитие физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития. Это совместные действия педагога и ребенка в системе глубинных дружеских отношений, предусматривающие оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас» во имя личностного развития субъекта в тесном взаимодействии и общении детей и взрослых в процессе образования .
Педагогическая поддержка как педагогическое явление зародилось именно тогда, когда педагоги поставили вопрос о причине появления негативных характеристик развития ребенка, проблем социализации, когда стали всматриваться вглубь процесса становления личности.
Объект педагогической поддержки - жизнь ребенка в пространстве современной культуры и его индивидуальное восхождение к овладению достижениями культуры. Целью педагогической поддержки является помощь растущему человеку в обретения себя, в работе с самим собой, в овладении системой отношений. Назначение педагогической поддержки - поддержка физических и духовных усилий активности субъекта в его восхождении к ценностному восприятию окружающей действительности, к самостроительству своей личности. Технология поддержки предусматривает развитие самостоятельности и ответственности самого субъекта.
Педагогический смысл поддержки более адекватно отражается в двух подходах к ее определению - широком и узком. Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям
и свободному выбору. Узкий смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением. Это поддержка жизнедеятельности ребенка и приведения его к активному успешному творческому взаимодействию с миром в контексте социализации . Основной механизм педагогической поддержки - адекватное предстоящей деятельности состояние, которое само определяется системой отношений и в значительной степени задает определенное отношение и поведение субъекта с окружающими. Именно проявление отношения детей к объектам окружающего мира, к людям, к себе, деятельности и составляет суть воспитательного результата применения технологии педагогической поддержки. Главный метод - диалог, встреча, беседа-размышление, в результате которой появляется у ребенка в сердце «заслуженный собеседник» (по А.А.Ухтомскому), с которым он может отныне самостоятельно без помощи взрослых соотносить свои поведения, поступки, выборы (совесть).
Педагогическая поддержка - составляющая часть целого образовательного процесса наряду с воспитание и обучением. У каждой из них есть специфические задачи, но вместе они составляют целостность образовательного процесса. Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой, а для педагогической поддержки - чтобы он научился владеть собой, своей жизнью. Таким образом, педагогическая поддержка дополняет обучение и воспитание, усиливает их.
В содержании педагогической поддержки следует выделить две функции: мотивационная предполагает опору на интерес, расширение информационного и деятельностного поля, активизацию потребности в саморазвитии, расширение возможности самостоятельного выбора, где педагог поддерживает мотивацию познания, помогая сделать ее инструментом самоанализа и саморазвития личности; методическая функция «отвечает» за свободное владение педагогом разнообразием средств и форм деятельности (умение заинтересовать ученика, дать возможность проявить себя, своевременно оказать ему помощь, создать благоприятную психологическую обстановку). В нашем понимании, педагогическая поддержка - это профессиональная деятельность педагога, направленная на оказание своевременной помощи обучающимся в решении их личностных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, с развитием их личностных свойств и качеств и профессиональным самоопределением.
Мы рассматриваем педагогическую поддержку как «взращивание» умственных и физических сил ученика, его таланта. Педагогическая поддержка призвана способствовать гармоничному, природосообразному и самостоятельному развитию школьника на основе общечеловеческих, нравственных и культурных норм и ценностей.
Исходя из целостной стратегии педагогической поддержки как формы особой педагогической деятельности выделяют следующие тактики ее реализации:
«защита»,
«помощь»,
«содействие»
«взаимодействие» .
Выбор тактики педагогической поддержки, вероятнее всего, будет обусловлен спецификой затруднения, с которым столкнулся дошкольник. Наиболее полное представление о взаимодейств
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Вершинина Н. А., Лагутина Ю. В. Педагогическая поддержка как основное условие развития познавательной самостоятельности дошкольников// Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. No 1. С. 125-130
2) Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. — M., 1995. С.58-63.
3) Касицина Н. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Четыре тактики педагогики поддержки: эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. – Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера, 2010. – 158 с
4) Скурская Н.В., Кривых С.В., Кузина Н.Н. и др. Технологии в деятельности службы сопровождения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Кривых. – СПб., 2020. - 230 с.
5) Скурская Н.В. Технология педагогической поддержки в деятельности службы сопровождения//АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2020. № 6. С. 15-36