Фрагмент для ознакомления
2
образовательные группы, терапевтические группы, ориентированные на разрешение экзистенциальных и психосоматических проблем. Социальная работа на уровне общины. Деятельность, основанная на взаимодействии социального работника или социальных служб с представителями различных общественных организаций на общегосударственном, региональном или местном уровне. Коммъюнити (община) – сложная культурно-историческая, социально-экономическая система групповой общности людей, выполняющая по отношению к свои членам, ряд функций: взаимоподдержки, социализации, социального контроля, производства и распределения социальных благ и т.д. Главная цель деятельности – активизация развития и улучшение жизнедеятельности общности. Принципы реализации метода социальной работы на уровне общины: доступность сервиса, межведомственный подход, активное сотрудничество граждан и сервиса помощи, развитие и поддержка новых инициатив, подвижность, децентрализация контроля за бюджетом.
5. Перечислите основные функции специалиста по социальной работе, психолога, социального педагога, дефектолога, педагога-организатора и оцените степень их участия в реабилитационном процессе
Специалиста по социальной работе.
Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации.
Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации.
Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) по итогам реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации.
Психолог.
Психокоррекционная работа с целью формирования адекватных представлений о своих возможностях и технологиях минимизации ведущего ограничения жизнедеятельности.
Второй этап — проведение психокоррекционных (психотерапевтических) мероприятий (этот этап социально-психологической реабилитации предполагает формирование мотивированности на реабилитацию).
Третий этап — совместное формирование нового жизненного сценария человека с ОВЗ, определение новых жизненных целей, смыслов, системы ценностей и пр.
Социальный педагог. Основная задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности. Занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации его в общество.
Дефектолог.
Дефектолог- специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями). Это такие отличия ребенка как: задержка речевого развития, ОНР, ФФНР, шизофрения, эпилепсия, ДЦП, сложная структура дефекта и т.д
- помощь при неравномерном развитии ВПФ (высших психических функций) (например: память хорошая, а речь отстает в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое);
- проблемы развития при ряде заболеваний: ММД, повышенное черепное давление, ЗРР, ЗПР, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д);
- помощь детям при нарушениях умственного, физического, психического развития. (ДЦП, РДА, эпилепсия и т.д);
Целью работы дефектолога является адаптация ребенка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Педагога-организатора.
1. организация работы по гражданскому, патриотическому, духовному и нравственному воспитанию;
2. координация деятельности детских и молодежных организаций, объединений;
3. организация свободного времени реабилитантов;
4. формирование здорового образа жизни;
5. профилактика преступлений и правонарушений;
6. педагогическая поддержка ученического самоуправления.
7. Каковы критерии успешности реабилитационной деятельности в анализируемой технологии?
Завершающим этапом реабилитации является оценка ее эффективности. Однако единых подходов к оценке эффективности на сегодняшний день не существует.
Под эффективностью понимается следствие, результат какого-нибудь действия. Эффективность, или результат, зависит от вида деятельности, поэтому важно провести логический анализ понятия «деятельность», его интерпретацию и операционализацию.
Эффективность социальной реабилитации — это максимально возможное удовлетворение социальных потребностей клиента при оптимальных затратах.
Оценка эффективности реабилитации отражает три цели: восстановление функций (полное или частичное); восстановление социально-бытовой активности (повседневной деятельности); восстановление профессиональной деятельности.
Эффективность реабилитации должна оцениваться дифференцированно по отношению к достижению каждой цели. Восстановление функций в полной мере возможно далеко не всегда; тем не менее, социальная и профессиональная реабилитация могут оказаться эффективными за счет использования иных путей (вспомогательные технические средства бытовой и профессиональной реабилитации, приобретение новой профессии, обустройство жилья и рабочего места).
Критерии эффективности реабилитации должны отвечать следующим требованиям: универсальность - возможность использования при разных заболеваниях и в работе разных отделений реабилитации; унификация способов оценки разных сторон реабилитации (функционального, бытового и социального восстановления); возможность сравнения данных до и после реабилитации; возможность цифрового выражения оценок; простота и доступность оценок, опыт их использования в практике.
Показателем наиболее высокой эффективности комплексного реабилитационного воздействия является успешность прохождения курса реабилитации и интеграция инвалидов в общество.
Индивидуальная реабилитационная программа, заполняемая ежегодно на каждого больного, позволит проследить динамику его состояния, вычленить наиболее эффективные способы и средства и варьировать реабилитационное воздействие.