Фрагмент для ознакомления
2
Задача 1.9
Наблюдение является надёжным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребёнка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня профессиональной подготовки. Оцените метод наблюдения с точки зрения валидности и надёжности получения с его помощью результатов. Какие требования предъявляются к научному методу наблюдения?
1) Каковы функции метода наблюдения в рамках психологической диагностики?
Наблюдение является одним наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта.
Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.
Самонаблюдение, или интроспекция, т. е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Самонаблюдение может быть лишь фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение. Наблюдение, исследование и в психологии должно вестись в основном объективными методами.
Новый специфический характер приобретает в нашей психологии и внешнее, так называемое объективное, наблюдение. И оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть наблюдение. Таким образом, во внешнем, так называемом объективном, наблюдении внешняя сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит ее внутреннее психическое содержание. В этом основная принципиальная установка наблюдения в нашей психологии в отличие от поведенческой психологии, которая делала именно внешнюю сторону единственным предметом психологического наблюдения.
Так называемое объективное, т. е. внешнее, наблюдение — самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии, так же как и в других науках. Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Не- систематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение.
Задача 1.11
Метод беседы ― один из тех психологических инструментов, владение которыми относится к числу необходимых навыков практического психолога и может служить критерием его профессиональной подготовленности и квалификации. Раскройте специфику метода беседы как научного психодиагностического метода.
Задача 1.16
Татьяна Ивановна – начинающий свою профессиональную деятельность психолог, устроилась работать в школу. Чтобы знакомство с учащимися проходило быстрее, она обязала классных руководителей провести со своими учениками тестирование на предмет изучения личностных особенностей каждого. Для этого откопировав инструкции по проведению и интерпретации рисуночных техник: «Человека под дождём» и «Несуществующее животное», раздала педагогам для предварительного изучения. Проанализируйте ситуацию и определите, какие ошибки были допущены молодым психологом.
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Задача 2.22
Задание «Нарисовать человека» относится к числу наиболее известных диагностических приёмов. Так, ещё в начале века это задание очень широко использовалось психологами и психиатрами при обследовании детей. Однако исследователи достаточно противоречиво относятся к возможностям использования проективных методов исследования, что ограничивает их применение в изучении различных сторон психического развития ребёнка. Возможно ли использование проективных методов исследования в изучении и оценки умственного развития детей?
1) Дайте определение «проективным» методам диагностики.
Задача 2.26
Воспитатель, обратившись к психологу, с удивлением и досадой сообщил, что Валя Р., способная и умная девочка, не смогла на «Празднике осени» рассказать стихотворение, которое очень хорошо знала.
Психолог стал интересоваться, как проходили репетиции. Оказалось, что девочка 3 раза подряд рассказала стихотворение воспитателю (один на один), а в зале удалось прорепетировать лишь раз. Во время праздника Галя должна была выйти на середину зала и прочитать стихотворение, но она расплакалась и убежала к маме.
Мама, беседуя с психологом, рассказала, что с Валей такие ситуации происходят постоянно. Например, она отказалась в Новый год подойти к Деду Морозу и спеть ему выученную песенку. В мамин день рождения она почему-то ни за что не захотела сесть с гостями за стол.
Зная эту особенность дочки, за неделю до праздника мама начала настраивать девочку на успешное выступление. Она повторяла: «Будь умницей. Ты должна выступить очень хорошо. Ты мне обещаешь это?» И Валя каждый вечер вынуждена была давать маме обещание, а чтобы оправдать её надежды, девочка повторяла и повторяла стихотворение по несколько десятков раз в день.
1) Проанализируйте и оцените особенности поведения Вали. Определите причины такого поведения. Какие ошибки были допущены воспитателем и мамой Вали в отношении девочки?
Задача 2.27
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
1) Сформулируйте определение «агрессивности» и «агрессивного поведения».