Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что пропаганду использовали ещё в Средние века: тогда от общественного мнения мало что зависело, поэтому манипуляции были направлены на влиятельные группы населения, например, духовенство.
В XX веке с урбанизацией и развитием СМИ активное согласие массового общества стало непременным условием успеха любой деятельности, в том числе государственной, поэтому пропаганда превратилась в господствующий инструмент управления мнениями.
Сегодня СМИ разных стран бесперебойно обвиняют друг друга в искажении информационной повестки и «иностранном влиянии, подрывающем стабильность и национальные интересы». На деле же история показывает, что полностью доверять нельзя ни одной из сторон, а чтобы понять, на кого можно полагаться, важно научиться распознавать манипуляции журналистов и госслужащих.
Целью контрольной работы заключается в исследовании влияния пропаганды на массовое сознание.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность и значение пропаганды;
раскрыть сущность методов пропаганды;
проанализировать влияния пропаганды на массовое сознание.
Структура контрольной работы представлена из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
1. Сущность и значение пропаганды
Хотя элементы пропаганды встречались в истории развития общества ещё в Средние века и Новое время, в общественном дискурсе феномен обозначился лишь в начале XX века. В 1925 году отец рекламы и паблик рилейшнз и по совместительству племянник Зигмунда Фрейда Эдвард Бернейс написал книгу «Пропаганда», утвердив в ней, что активное согласие общественного мнения — непременное условие успеха любой деятельности, в том числе, — государственной.
Пропаганда (в переводе с латинского - «подлежащая распространению») в современном политическом дискурсе — это открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.
По сути именно массовое одобрение делает то или иное явление социального бытия естественным. Поэтому в общем смысле пропаганда является инструментом манипулирования общественным сознанием, нейтральным в зачатке, ведь пропагандировать возможно всё, что угодно, — от ксенофобии до пацифизма, от курения и до здорового образа жизни, — планомерно используя доступные информационные каналы для воздействия на психику человека, склонную вестись на манипуляции. Люди с низким уровнем образованности с лёгкостью могут поверить, например, в теории заговора, и у этого есть несколько причин:
1) неосознанное стремление искать объяснения событиям, которые кажутся сложными, запутанными и пугающими, снижающее уровень тревоги и стресса от непредсказуемости происходящего в мире;
2) желание чувствовать свою особенность и принадлежность к чему-либо: веря в заговоры, изображающие чужие группы как оппозицию, люди могут лучше чувствовать себя и свою социальную группу.
Те же условия работы человеческой психики можно соотнести и с верой в политическую пропаганду, ведь концепция теневого мирового правительства и, к примеру, идея о том, что цель Запада — уничтожить Россию изнутри, воздействуя на умы молодежи, — отличаются лишь масштабами мысли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аблеев, С. Р. Манипуляции массовым сознанием: политическая мифология и стратегия демонизации / С. Р. Аблеев, С. И. Кузьминская // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 5. – С. 172-176.
2. Демушина, О. Н. Манипулятивный потенциал СМИ / О. Н. Демушина, Ю. Г. Семикина, Д. В. Семикин // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. – 2015. – № 3. – С. 85- 88.
3. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2006. – 831 с.
4. Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: Академический проект, 2011. – 238 с.
5. Томпсон, Дж. Б. Идеология и современная культура// Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс].- Электрон.дан. - 2010- 2013.