Фрагмент для ознакомления
2
Анализ программ физического воспитания в ДОУ
Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать основные направления развития и образования, в т.ч. физическое развитие. Количество программ для ДОО увеличивается с каждым годом. Для того чтобы выбрать ту или иную образовательную программу, педагогическим коллективам необходимо подробно познакомиться с ее содержанием, а также проанализировать ресурсы своего детского сада (кадровые, материально-технические), образовательные потребности, интересы детей, членов их семей и педагогов.
Образовательная область «физическое развитие» включает:
• приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных наразвитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Целостность образовательного процесса в рамках физического развития воспитанников может достигаться не только путем реализации основной (комплексной) образовательной программы дошкольного образования, но и с помощью парциальных и дополнительных программ.
В настоящее время существуют разные программы по физическому развитию. Практики знают их и активно используют в работе с детьми. С учетом современных требований разрабатываются и получают распространение программы нового поколения.
Предлагаю вашему вниманию обзор парциальных и дополнительных программ по физическому развитию детей.
Парциальные программы:
Парциальные программы направлены на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках. Они предназначены главным образом для того, чтобы дополнить основную образовательную программу дошкольного образования детского сада и разработать часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Проанализируем проекты примерных общеобразовательных программ, представленных в Федеральном реестре в образовательной области «физическое развитие».
Примерная программа «От рождения до школы»
Программа охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: от рождения до 7 лет.
Целью данной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в саду- М., 2008 – 192с.
2. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 162 с.
3. Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. - Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 2007. - 271с.
4. Залетаев, И. П. Анализ проведения и планирование уроков физической культуры / И.П. Залетаев, В.А. Муравьев. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 256 c.
5. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века. / Ю.Е. Антонов [и др.]. - М.: АРКТИ, 2011. - 80 с.
6. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. - М.: ИЦ "Академия", 2012. - 320 с.
7. Программы воспитания и обучения в детском саду- М., 2008- 359с.
8. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников- М.: Владос, 2013-173с.
9. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников- М.: Академия, 2006 – 236с.