Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретическая часть.
Понятие коммуникации. Функции коммуникации. Коммуникации в управлении.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только мнениями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания . Естественно, что все эти термины весьма условны. Одновременно с этим, общение людей – это также коммуникация. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретированию: весь процесс человеческой коммуникации - в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологической знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важные характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.
Функции коммуникации:
1) Информационная функция (обмен знаниями, сведениями). Коммуникация в таком случае является посредником. В ней происходит обмен мнениями, решениями и др.
2) Социальная функция (создание и развитие культурных навыков общения; участвует в создании мировоззрения, реакции на разные события).
3) Экспрессивная (нацеленность участников коммуникации выражать, понимать другого). Выражается в проявлении чувств, эмоций при помощи невербалики и вербалики.
4) Прагматическая (регламентирует поведение, деятельность участников коммуникации, координирует их действия).
5) Интерпретативная функция (нацелена на понимание партнера по коммуникации, его установок, ценностей и др)
Процесс коммуникации включает в себя следующие элементы:
1) Отправитель (тот, то генерирует сообщение для передачи информации);
2) Сообщение (информация, которая закодирована в символы);
3) Канал – способ передачи информации;
4) Получатель – тот, кому предназначена информация и кто ее интерпретирует. В процессе коммуникации отправитель и получатель проходят несколько этапов, которые между собой связаны. Задача – составление сообщения и применение канала для его передачи так, чтобы и отправитель, и получатель одинаково поняли исходную идею. Это может представляться сложным процессом, поскольку на каждом этапе смысл идеи может быть искажен и утрачен. Эти этапы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Простая модель процесса коммуникации
Рассмотрим каждый из этих этапов отдельно.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.; Воронеж. 2020.
2) Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л. Н. Галигузова. – М., 2017. – 215 с.
3) Послание Президента Российской Федерации от 01.03.2018 г.// http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902 (дата обращения 19.01.2022)
4) Свенцицкий А. Л. Социальная психология. - Москва : Проспект, 2019.