Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная работа, возникнув как общественное явление, развивалась как социальный институт, ставший объектом познания и существующий на различных уровнях - от обыденного до научно-теоретического.
Сложная, нестабильная социально-политическая, экономическая обстановка в России в начале перестроечного периода, падение жизненного уровня, вооружённые национальные конфликты, развал производства, рост безработицы и преступности и т. п. послужили предпосылкой к появлению деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней.
Социальный работник оказывает помощь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию. Помощь может быть разноплановой, т. е. психологической, социальной, медицинской и т. д.
Социальная работа осуществляется через функционирование целого ряда государственных и общественных организаций. Как форма деятельности направлена на поддержку и развитие личности, реабилитацию индивидуальной социальной субъектности человека, оказание помощи в устранении проблем личного, социального, экологического, духовного характера и обеспечение социальной защиты для реализации собственных возможностей каждого человека гармоничной и полноценной жизнедеятельности.
Субъекты социальной работы работники, имеющие дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально - психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д, именно психологии субъектов социальной работы посвящено данное реферативное исследование.
Особенности социальной работы как вида деятельности
Социальная работа - это деятельность, которая позволяет людям, организациям осознать трудности (личные, ситуативные, социальные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. Специфичность данного вида деятельности в том, что она направлена на оказание помощи, поддержки людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, т.е. такой ситуации, с которой самостоятельно человек справиться не в состоянии.
Особенностью социальной работы в современных условиях является сочетание специфического вида профессиональной деятельности (когда речь идет о социальной работе как профессии) и непрофессиональной (добровольческой) деятельности.
Профессиональная деятельность реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т.д.).
Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы:
1. социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;
2. социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.).
3. социальная работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бернлер, Г. Теория социально-психологической работы (Библиотека социальной работы) / Г. Бернлер, Л.Юнссон. - М.: РУ ВНИИМ, 2012. - 342 с.
2. Галасюк, И.Н. Психология социальной работы: Учебник / И.Н. Галасюк, О.В. Краснова и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 304 c.
3. Гришанова, Н.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции / Н.А. Гришанова // Социальные технологии, исследования. - 2015. - №2. - С.25-26.
4. Гуслякова, Л.Г. Основы теории социальной работы: учеб. пособие / Г. Гуслякова, Е.И. Холостова. - М.: Институт социальной работы, 2008. - 187с.
5. Кононова, Л.И. Социальные и психолого-педагогические условия развития творческого потенциала человека в «ситуации социальной работы» / Л.И. Кононова // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №2. - С.4-7.
6. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 236 с.
7. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2007. - 368 с.
8. Психология социальной работы: учеб. пособие / под ред. М.А. Гулиной. - СПБ.: Питер, 2012. - 352 с.
9. Руденко, А.М. Психология социальной работы для бакалавров: Учебник / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 480 c.
10. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272с.