Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Всесторонне развитая личность, являясь новатором в различных видах деятельности, всегда была востребована в обществе. Особенно сегодня, когда наблюдается дефицит людей, проявляющих активность практически в любых сферах деятельности.
Ни для кого не секрет, что основы всестороннее развитой личности закладываются ещё в дошкольном возрасте, при условии, что педагогом используются соответствующие виды деятельности. Среди таких видов деятельности, способствующих всестороннему развитию личности, является продуктивная деятельность.
В связи с введением в действие ФГОС ДОО к структуре основной общеобразовательной программы активно модернизируется сама система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.
Современные подходы к организации образовательного процессов дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегии личностного становления каждого ребенка.
В современных условиях проблема планирования является актуальной, сложной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением.
Изучение опыта управления дошкольной образовательной организацией, анализ нормативных документов по дошкольному образованию позволяют сделать вывод, что необходимо совершенствовать образовательный процесс и систему управления им.
1. Виды и своеобразие продуктивной деятельности.
Продуктивная деятельность дошкольников верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению.
Формирование, развитие и становление детской личности – это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка.
Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении – применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.
Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.
Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.
Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.
Продуктивные виды деятельности детей — это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит:
• разные способы собирания конструкций,
• поделки из пластилина или специальной глины,
• выполнение аппликационных работ, мозаики,
• изготовление разных поделок,
• более сложная работа – те или иные макеты.
Все продуктивные виды деятельности детей, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников. На этом основаны многие программы детских садов, разработанные для детей, не достигших школьного возраста. Направлена такая программа на их всестороннее развитие и воспитание.
Формирование данного вида деятельности детей происходит в детском саду под руководством опытных специалистов. В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития. Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности. Также интересно почитать, какие особенности имеет речевое развитие старшего дошкольника.
Выработка художественно-эстетических качеств в процессе занятий по развитию ребенка, соответствует модулирующему типу продуктивной деятельности. Именно этот способ позволяет наилучшим образом дошкольнику отображать окружающую его действительность по своему собственному усмотрению.
И уже на основании сделанных выводов, полученная в итоге характеристика дает возможность самостоятельно формировать и создавать те или иные образы. Такой подход наилучшим образом влияет на развитие образного мышления детей, их умение применять воображение.
Совершенствовать у дошкольников эстетическое отношение ко всему их окружающему, — важная задача комплексного подхода к воспитательному процессу. Важность данной задачи переоценить трудно.
Ведь только гармонично развивающаяся личность способна уметь видеть и чувствовать все, то прекрасное, что их окружает.
Немаловажная роль отведена данной методике развития детей и для достижения и формирования у дошкольников эстетических чувств.
Простое, казалось бы, занятие, — рисование. Однако именно такой способ занятий открывает перед воспитателями совершенно новые возможности для выработки собственного взгляда у малышей, развитии их эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.
Продуктивная деятельность открывает для дошкольников как будто новый мир красоты, существующей на самом деле, находящийся постоянно рядом с нами. Происходит формирование тех или иных убеждений, определяет поведение ребенка.
2. Требования к планированию продуктивной деятельности в ДОУ
Дошкольные образовательные организации осуществляют выбор приоритетных направлений, видов образовательных услуг, новых форм работы. Ранее говорилось о том, что проблема планирования является актуальной и на сегодняшний день.
Планирование - ключевая управленческая функция. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования, облегчить управленческий контроль.
Планирование - это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Безусловно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности.
Выделяются особенности планирования:
• планирование придает чёткую направленность деятельности образовательной организации;
• планирование делается на основе анализа и прогноза;
• моделирует результаты;
• целеполагание опирается на происходящие в сознании субъектов управления процессы формирования образа цели;
• планирование определяет средства достижения цели, состав, структуру, последовательность, ресурсы, условия, исполнителей, их взаимодействие, сроки;
• планирование определяет стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки;
• планирование создает условия для образовательной и управленческой деятельности.
План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность дошкольной образовательной организации.