Фрагмент для ознакомления
2
Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее [1].
Впервые о профессиональной деформации упомянули в «Американском журнале психологии» в 1915 году. Авторы статьи озаботились тем, как меняется психика у представителей тех или иных профессий.
В 1921 году российско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин использовал термин «профдеформация» применительно к учителям. Он писал о том, что учителя, которые всю жизнь проводят на одной должности, подвергаются негативным изменениям личности.
В 1937 году бельгийский социолог Даниэль Варнотт обратил внимание на то, как чиновники распространяют рабочие привычки на повседневную жизнь. Он описывал это как удушающую бюрократию, которая проникла во все сферы жизни и привела к неспособности людей принимать самостоятельные решения.
Среди более поздних исследователей профдеформации в России — психологи и социологи Соломон Геллерштейн, Эвальд Зеер, Рада Грановская, Анатолий Свенцицкий. Многие из них обращали внимание на то, что профессиональной деформации в большей степени подвержены люди, обладающие той или иной властью над другими
Профессиональная деформация бывает [9]:
1. Физиологической. Специфические условия труда и образ действий на рабочем месте приводят к изменениям в организме. Например, остеохондроз позвоночника у людей с сидячей работой или искривление бедер у наездников.
2. Психологической. Профессия накладывает отпечаток на особенности личности. Например, дизайнеры, которые замечают графические изъяны рекламных вывесок или дорожных знаков.
Данная профдеформация может приводить к таким изменениям личности:
1. Общепрофессиональные. Те, которые свойственны всем или многим представителям данной профессии.
2. Индивидуальные. Обусловлены, в первую очередь, личными особенностями: когда профессиональная деятельность лишь усиливает те отклонения, которые уже были.
3. Типологические. Образуются при слиянии профессиональных и личностных качеств. Например, развитие организаторских способностей и лидерских качеств у тех, кто становится руководителем [2].
При этом изменения могут быть и положительными. Например, люди, чья работа связана с транспортом и авиацией, становятся более пунктуальными, а врачи тщательнее следят за гигиеной в быту. Проблемы начинаются, когда эти изменения принимают форму обсессии или даже зависимости.
Рассмотрим профессии специалистов у которых может проявиться профессиональная деформация [8]:
1. Учителя. У преподавателей за годы работы складывается особый тон общения — назидательно-менторский, но это лишь то, что бросается в глаза. «За кадром» часто остаются гиперответственность, стремление все контролировать, жить «по расписанию» и выстраивать жесткую иерархию в общении с людьми. Еще одна характерная черта — консерватизм, который мешает принимать новое и порождает панику перед любыми переменами [3].
2. Бухгалтеры. Здесь тоже часто проявляются стремление к жесткой организации и упорядочиванию всего — начиная от всевозможных списков и чек-листов и заканчивая организацией вещей дома. Главные уязвимые точки — примерно те же, что и у преподавателей: стремление к тотальному контролю и планированию всего. Часто это люди с «синдромом отличника», которые боятся выйти за жесткие рамки — как в работе, так и в личной жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Профессиональное выгорание. Отечественные и иностранные исследования. – Казань: Меридиан, 2018. – 374 с.
2. Дети в трудной жизненной ситуации: подготовка к самостоятельной жизни. – Доклад. – М.: Перо, 2021 – Электронный ресурс – https://admmegion.ru/upload/iblock/7c1/di7hketeak3zfc2o6bopkbop1t0yykf1/DETI-V-TRUDNOY-ZHIZNENNOY-SITUATSII-PODGOTOVKA-K-SAMOSTOYATELNOY-ZHIZNI-2021_.pdf (точка доступа 04.02.2022).
3. Жилина Е.Ю. Профессиональное выгорание в системе социальной работы. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
4. Курбанова А.О., Явбатырова Б.Г. Специфика подготовки будущих социальных педагогов для работы с детьми-сиротами – Электронная научная библиотека – КиберЛенинка, 2021 – https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-podgotovki-buduschih-sotsialnyh-pedagogov-dlya-raboty-s-detmi-sirotami (точка доступа 03.02.2022).
5. Медведева Н.А. Петрова М.С. Профессиональное выгорание. Профессиональные риски и профилактика. – Саратов: Пальмира, 2018. – 432 с.
6. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Профессиональное выгорание. Эффективная профилактика. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
7. Присяжная Н.В. Влияние внесемейной социализации на социальное поведение и специфику постинтернатной адаптации сирот / Н.В. Присяжная // Социология медицины. - 2016. - №1. - С. 13-17
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Профессиональное выгорание. Место и роль психолога. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Утина И.В., Проводина Г.П. Синдром профессионального выгорания. Способы и меры профилактики. – Нижний Новгород: Континент, 2018. – 623 с.
10. Фадеева А.Ю. Профессиональное выгорание. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.