Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие «фольклор», введенное в научный оборот в середине XIX века, имеет множество дефиниций и интерпретаций в зависимости от исследовательской школы. Общеизвестны два определения фольклора: в узком понимании фольклор – это корпус вербальных текстов разных жанров, передаваемых и усваиваемых по традиции. Дефиниция фольклора как вербальной (словесной) формы народной традиции нашла отражение в таких синонимических обозначениях фольклора, как народная словесность, народная поэзия и др. В широком смысле фольклор – это вся традиционная духовная культура народа, являющаяся в общем-то предметом изучения этнологии. Что касается термина фольклористика, то пока он употребляется только в первом, узком (филологическом) значении.
Фольклор - не только художественный феномен, это также кладезь знаний об окружающей действительности, человеческих отношениях, внутреннем мире человека. Народное творчество неназойливо, играючи вводит человека в мир познания, увлекает его, ибо в фольклоре художественно сохранен и увековечен огромный трудовой, практический, житейский опыт поколений .
Фольклор - та же литература со своими целями и задачами, но бытующая, функционирующая в устном виде. Фольклорный материал функционирует с письменной литературой, она у него перенимает мотивы и формы. Особенно, ввиду отсталости нашей письменной литературы, она многое берет из фольклора. Многие произведения наших писателей и литераторов написаны в форме народных песен.
Связь молодых, зарождающихся литератур с народным творчеством очевидна, и также верна мысль о том, что поэты и писатели используют формы народных песен. Откуда же начинающий писатель может черпать формы, если не обращаться к сложившемуся веками и утвержденному народным сознанием и духовной жизнью арсеналу форм и средств? Это естественный и закономерный процесс.
Фольклор является неотъемлемой частью и сердцевиной всех жанров музыкального искусства. Музыкальное искусство занимает значимое место в процветании и развитии народа, его культуры. В этом смысле фольклорная музыка, как основной показатель культуры, играет масштабную роль в ее развитии. Наряду с такими науками, как этнография, геология, история, языковедение и др., изучающие и, при этом, раскрывающие древние корни истории народа, профессиональный подход к научно-теоретическому анализу национальной музыки также может засвидетельствовать древний период истории народа.
В преемственности развития художественной культуры народа можно выделить несколько аспектов:
1) проблема самостоятельного, самобытного функционирования фольклора как эстетической системы,
2) зарождение на основе фольклора письменной профессиональной литературы,
3) эволюция художественного мышления от фольклорного к литературному,
4) использование, продолжение, развитие в литературе эстетики, поэтики фольклора, его изобразительных и выразительных средств.
Целью данной работы является рассмотрение детского фольклора как отражения народной педагогики.
Задачи:
- определить историю, жанры русского народного творчества; дать определение русскому фольклору;
- рассмотреть детский фольклор с точки зрения народной педагогики.
Глава I История и жанры русского народного творчества. Детский фольклор
I.1 Русский народный фольклор: определение, жанры
Русский народный фольклор специфичен своей самобытностью и многообразием, яркими национальными культурными особенностями. сказки, былины, малые фольклорные жанры собирались на основе опыта жизни народа Руси постепенно. В простых и мудрых выражениях творчества народа аккумулированы мысли о правде, истинности, справедливости, о работе, об отношении к людям, о героизме и др.
Выделяют такие жанры русского народного фольклора, в которые представлены многогранные стороны бытия русского народа:
1) Трудовые песни. Они или сопровождали процесс работы (посев, вспашку поля, сенокос, сбор грибов и ягод), или имели вид выкриков, напевов, напутствий, веселых песен с простым ритмом. мелодия была незамысловатой. Это помогало настроиться на рабочий лад. Такие песни задавали ритм, объединяли народ, вместе помогали справляться с тяжелым и непосильным крестьянским трудом.
2) Обрядовые песни календаря, заговоры, которые исполнялись для привлечения удачи, повышения урожая, улучшения климатических условий, увеличения приплода скота
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968
2) Добровольская В. Е., Материалы IV Всероссийского конгресса фольклористов // Живая старина. — 2020. — № 3. — С. 64-65
3) Запорожец В. В., Детство и фольклор: записи 1980-2010-х гг. // Живая старина. — 2020. — № 3. — С. 41-43.
4) Корж Е. М., Этнопсихологическое развитие личности посредством народного творчества // Мир образования - образование в мире. — 2020. — № 4. — С. 40-46.
5) Нездемковская Г. В., Этнопедагогика : [учебное пособие для вузов]. — Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2011. — 225 с.
6) Опарина Н. А., Игра как уникальное наследие народной педагогики // Поем, танцуем и рисуем. — 2019. — № 7. — С. 11-21.
7) Положение о V Всероссийском детском фестивале народной культуры "Наследники традиций" // Вестник образования России. — 2020. — № 8. — С. 49-61.
8) Семенова Т. И., Хранители народных традиций // Дополнительное образование и воспитание. — 2020. — № 11. — С. 19-22.
9) Смирнова С., Фольклор и дети // Народное творчество. — 2021. — № 3. — С. 21-24
10) Чичеров В.И., Русское народное творчество /Издательство Московского университета. – М.: 1959 – 523 с.
11) Этнокультура детства. Традиционный и современный мир детства: Материалы научно-практической конференции, посвященной 125-летию Г.С. Виноградова («Виноградовские чтения»)/ отв. ред. С.В. Григорьев. – М.: МГДД(Ю)Т, 2012. – 1058 с.