Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1 Проблема целеполагания и жизненных целей в период взрослости: общая характеристика 4
2 Теория самодетерминации Э. Диси и Р. Райана и вопрос удовлетворения жизненных целей взрослого 7
3 Целеполагание и концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева 9
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодня, как отмечают ученые, теория развития взрослой личности только оформляется, поскольку долгие годы центром исследований в психологии являлся ранний и поздний онтогенез. По мнению Б.Г. Ананьева, психология среднего возраста «представляет собой относительно новую сферу возрастной психологии» . Период взрослости представляет собой наиболее продолжительный период онтогенеза. Нижняя граница взрослости называется разными учеными как: 16 лет (Ю.Н. Кулюткин ), 18 лет (Е.И. Степанова ), 21 год (Б.Г. Ананьев ), 25 лет (М.В. Гамезо ). Но большая часть исследований психологии развития сходится на том, что начало взрослости относится к 18-20 лет. Верхней границей взрослости называют: 40 лет (Е.И. Степанова), 45 лет (М.В. Гамезо), 60 лет (Э.Ф. Зеер ), 65 лет (Б.Г. Ананьев), 70 лет (Ю.Н. Кулюткин).
В каждый период своей жизни перед личностью встают определенные вопросы, темы, проблемы. Как полагает А.А. Бодалев, в период взрослости меняется мотивационная сфера личности, усиливаются общечеловеческие ценности; возрастает умение человека планировать, реализовывать действия в соответствии с ценностями; появляется большая способность мобилизовывать себя на то, чтобы преодолевать трудности объективного характера. Взрослый уже может более объективно оценивать свои зоны развития, ставить реальные цели и реализовывать их .
Целью данной работы является рассмотрение проблемы целеполагания, жизненных целей и их реализованности в период взрослости.
1 Проблема целеполагания и жизненных целей в период взрослости: общая характеристика
Для начала рассмотрим, что представляют собой цели. Цели представляют собой то, на что нацелена деятельность. Цель – это то, ради чего совершается деятельность. И цель также является предполагаемым результатом.
Цель может быть личной, общественной, далекой и близкой.
Процессом интериоризации называется переход внешнего действия во внутренний план. Экстериоризацией называется реализация умственного действия в предметном внешнем плане .
Что же представляет собой цель. Целью можно называть любое предвосхищение будущих полезных для человека результатов; это может быть формальное описание определенных ситуаций, которые задаются в любой системе (в том числе технической). В структуре деятельности термин «цель» связан с осознанным отражением будущих результатов действия.
По мнению А. Н. Леонтьева, соотношение мотивов и целей представляется неоднозначным процессом. Одно и то же действие может реализовать разную систему отношений. Например, есть цель – получение музыкального образования. Ребенок идет в музыкальную школу. Ради чего это осуществляется? Ради того, что удовлетворить амбиции родителей этого ребенка? Или у ребенка есть определенные умения и природные способности к музыке, которые можно развить? Или ребенок сам хотел бы изучать музыку и это его желание. Итак, мотивов может быть множество.
Может быть и такое соотношение, когда один мотив является функцией целобразования. Мотив входит в сознание не только при помощи личностного смысла, но и на уровне нацеленности к определенному результату, в форме порождаемых особенностей цели как осознанного отражения будущих результатов. Мотивы выполняют в деятельности и функцию структурирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
2) Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
3) Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] : избранные труды / А. А. Бодалев. - Москва : Педагогика, 1983. - 271 с.
4) Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988
5) Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; Под ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2003 (РГУП Чебоксар. тип. ј 1). - 508, [3] с.
6) Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
7) Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. — М.: Юрайт, 2019. — 395 с.
8) Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - Москва : Просвещение, 1985. - 126, [2] с
9) Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 2 / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006. С. 85—105.
10) Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.
11) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
12) Макклелланд Д. Мотивация человека / – СПб: Питер, 2020. – 672 с.
13) Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова ; отв. ред. А. А. Крылов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 286, [1] с.
14) Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2000. - 350, [1] с.,