Фрагмент для ознакомления
2
Задание. Дайте ответы на вопросы:
1) Что понимается под целью профессионального воспитания будущих специалистов?
Целью профессионального воспитания в вузе студентов является формирование у объектов (студентов) профессионально значимых качеств характера, форм общего и профессионального поведения. Данный процесс направлен на всесторонне развитие будущего специалиста как активного гражданина государства и профессионала определенной области с положительными общечеловеческими качествами.
2) Что представляет собой содержание профессионального воспитания будущих специалистов?
Содержание воспитания не возникает «само по себе», оно продукт предварительной аналитической деятельности организаторов воспитательного процесса, связанной с оценкой реального уровня воспитанности студентов, прогнозированием его развития в социально и профессионально заданном направлении. Заданность этого направления обусловлена пониманием сущности и специфики общей и профессиональной воспитанности специалиста, с одной стороны, а с другой – учетом условий и возможностей, традиций и опыта в «достройке» профессионально необходимых, но еще незавершенных или несформированных личностных структур. Такая «достройка» происходит посредством включения студентов в разнообразные виды практической деятельности, выбор которой определяется воспитательной и профессиональной целесообразностью, оценкой реального уровня воспитанности студентов.
Содержание воспитания – это всегда совокупность целесообразных идей, воплощенных в конкретном наборе сфер, видов и форм деятельности, это целенаправленное самодвижение воспитанника к заданному эталону, идеальному образцу, это сочетание многих позитивных факторов и обстоятельств, определяющих устойчивую логику развития будущего специалиста и подготовки его к самостоятельной профессиональной деятельности. Содержание воспитания – создание условий для развития и воспитания духовных потребностей, положительных мотивов, желания и умения ответственно относиться к учению и труду, быть здоровым и культурным, уметь ценить, беречь и создавать красоту, участвовать в делах на благо группы, коллектива, общества.
В содержании профессионального воспитания обязательно присутствует инвариантная и вариативная составляющие. Первая предстает как неизменный набор направлений, обязательных воспитательных задач и адекватных этим задачам видов деятельности; вторая – определяется спецификой предметной подготовки будущих специалистов, сложившихся традиций, опыта воспитательной работы, особенностей социокультурной среды, в которой осуществляется воспитательный процесс, уровня профессиональной воспитанности конкретных студентов. Таким образом, изначальная «заданность» направлений профессионального воспитания не исключает, а предполагает привнесение специфических особенностей в содержание воспитания, обусловленных своеобразием предметной подготовки студентов, традиций факультета, курса, группы, личностными особенностями преподавателей, работающих с будущими специалистами. В этом и состоит вариативная составляющая этого процесса. Иначе говоря, содержание профессионального воспитания будущих педагогов или инженеров, врачей или агрономов может иметь существенные отличия, проявляющиеся в своеобразии форм работы, содержания воспитания, культивируемых в рамках этих социокультурных и профессиональных сред. Вариативность содержания неизбежна, когда речь идет и о конкретной личности студента, реальном уровне его профессиональной воспитанности. Неизменны, инвариантны лишь магистральные направления, в рамках которых реализуется содержание воспитания.
3) Каковы основные формы организации воспитания?
Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
1. Цель воспитания.
2. Содержание и направленности воспитательных задач.
3. Возраст учащихся.
4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
5. Особенности студенческого коллектива и его традиций.
6. Особенности и традиции региона.
7. Технические и материальные возможности вуза.
8. Уровень профессионализма преподавателя.
Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь — это классификация.
Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.
Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:
· по целевой направленности;
· по позиции участников воспитательного процесса;
· по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция студентов и организаторская роль преподавателя. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, прогулки, обучающие занятия и т.п.
Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция учащихся; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
· дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
· творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
· коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе учащихся с целью обучения, отдыха, развлечения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, ролевые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.