Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие тренировочной нагрузки
Выполнение любого тренировочного упражнения напрямую связано с переводом организма на значительно более высокий уровень функциональной активности, чем при состоянии покоя или функционирования умеренного вида, и в подобном смысле выступает «надбавкой», которая «загружает» или «нагружает» системы и органы организма и вызывает, если она достаточно серьезная, утомление. В результате, термин «тренировочная нагрузка» представляет собой прибавочную функциональную активность организма (относительно уровня покоя или любого другого исходного уровня), которая вносится путем выполнения тренировочных упражнений, и степенью преодолеваемых в процессе этого трудностей.
Смысл тренировочной нагрузки заключается в следующем: вызывая расходование рабочих потенциалов организма и утомление, она таким образом самым стимулирует восстановительные процессы, а в результате сопровождается не только восстановлением, но также и сверхвосстановлением работоспособности (суперкомпенсацией).
В сравнении с общими формами физического воспитания в спортивной тренировке применяются более существенные нагрузки как по интенсивности, так и по объему, что непосредственно обусловлено закономерной связью между параметрами нагрузок и уровнем спортивных достижений. Хотя их соотношение далеко не всегда прямо пропорционально, общая тенденция состоит в том, что рост спортивных достижений, без сомнения, зависит от прироста тренировочных нагрузок. Подтверждения данному факту дает весь опыт практики и теории спорта [10].
Нагрузки, которые используются в спортивной тренировке, по своему характеру могут подразделяться на соревновательные и тренировочные, специфические и неспецифические; по величине - на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные); по направленности – на те, которые способствуют развитию отдельных двигательных способностей (координационных, скоростных, силовых, гибкости, выносливости) или их компонентов (в качестве примера, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие структуру и координацию движений, компоненты тактического мастерства или психической подготовленности и т. п.; по координационной сложности - на осуществляемые в стереотипных условиях, которые не требуют существенной мобилизации координационных способностей, и напрямую связанные с реализацией движений высокой координационной сложности; по психической напряженности - на более напряженные и менее напряженные, в непосредственной зависимости от требований, которые предъявляются к возможностям спортсменов [9].
Нагрузки различаются в зависимости от принадлежности к структурному образованию тренировочного процесса. Например, необходимо различать нагрузки отдельных соревновательных и тренировочных упражнений или их комплексов, нагрузки тренировочных дней, занятий, суммарные нагрузки мезо- и микроциклов, этапов и периодов тренировки, макроциклов, всего тренировочного года.
Также принято различать показатели, которые относятся к внутренней и внешней сторонам нагрузки. Внешние стороны нагрузки выступают количественными характеристиками осуществляемой тренировочной работы, которые оцениваются по ее выраженным внешним параметрам (числом повторений упражнений, продолжительностью, темпом и скоростью движений, величине перемещаемого веса и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 262 с.
2. Загорский Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. Физическая культура. - М.: Феникс, 2011. - 383 с.
3. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лепсос, 2011. - 368 с.
4. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье [Текст]: / Л.М. Куликов. - М.: ФОН, 1995. - 231 с.
5. Мазниченко В.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л. Матвеева и А. Новикова. - 2-е испр. и допол. изд. в 2 томах. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
6. Матвеев Л., Меерсон Ф. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам // Очерки по теории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2010.
7. Михайлов В.В., Минченко В.Г. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 2008. № 3. С. 23-26.
8. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать [Текст]: / Н.Г. Озолин. - М.: ACT: Астрель, 2003. - 863 с.
9. Теория спорта: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 2007.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М., 2001