Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе.
На современном этапе произошли значительные изменения в области государственной образовательной политики. В отечественной системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Разрабатываются вариативные модели сопровождения на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, профориентационных центров, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогического консультирования, кабинетов доверия и других.
Цель работы: рассмотрение развития инклюзивного образования в современной России
Задачи работы:
1. раскрыть понятие инклюзивного образования и обучения;
2. изучить развитие инклюзивного образования в современной России
Аспекты инклюзивного образования в России изучались такими исследователями как: Шинкаревой Е.Ю., Малофеевым Н.Н., Кантор В.З., Жаворонковым Р., Пениным Г.Н., Заблоцкис, Е. Ю., Антипьевой Н.В., Акатовым Л.И., Сергеевой К.А., и др.
Инклюзивное образование
В законе об образовании определено, что в стране формируются определенные условия с целью получения без какой-либо дискриминации полноценного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции социальной адаптации и нарушений развития, оказания коррекционной помощи на основании специализированных педагогических подходов и в большей степени подходящих для этих лиц языков, способов и методов общения и условия, с максимально возможной степенью способствующие получению образования определенной направленности и уровня, а также социальному развитию, в том числе при помощи организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В качестве одной из форм такого образования выступает инклюзивное образование.
Инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом различных индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, которое имеет недостатки в психологическом и (или) физическом развитии, которые были подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие полноценному получению образования без формирования специальных условий.
Адаптированная образовательная программа выступает в качестве образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья учитывая особенности их индивидуальных возможностей, психофизического развития, и в случае необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений социальной адаптации и развития указанных лиц.
Индивидуальный учебный план — специальный учебный план, которые обеспечивает освоение образовательной программы на основании индивидуализации ее содержания учитывая образовательные потребности и особенности обучающегося.
В России специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья обладает почти 200-летней историей. 14 октября 1806 г. в городе Павловске на окраине Санкт-Петербурга впервые было открыто учебно-воспитательное учреждение для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открылось для слепых детей также открылось образовательное учреждение. Образовательное учреждение для умственно отсталых детей впервые появилось в Риге в 1854 г. К концу XIX в. Образование для лиц с нарушениями слуха и зрения в стране распространяется, вместе с тем переходя из сферы частных учебно-воспитательных учреждений в систему государственных специализированных школ. С 1908 г. посредством правительственного решения о введении всеобщего начального образования, получила развитие система школ для умственно отсталых. К 1917 г. специализированные школы действовали в Вятке, Вологде, Екатеринбурге, Курске, Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Харькове, Саратове. К тому времени во всех без исключения учреждениях для умственно отсталых детей (приютах, вспомогательных школах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось примерно 2000 детей. При этом специальное образование в качестве государственной системы обучения детей с отклонениями в развитии получило своё развитие только после 1918 г. Образовывались школы для детей глухонемых, слепых, тугоухих, слабовидящих и умственно отсталых. В 1950-е гг. сформировалось обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушением опорно-двигательного аппарата. В 1981 г. благодаря решению коллегии Минпроса СССР утвердилось Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможнocтями здopовья. Психологические ocновы: учеб. пocобие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДOC, 2013.
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование - вклад в будущее». - С.102
3. Жаворонков, Р. Н. Правовое регулирование инклюзивного образования в Российской Федерации / Р. Н. Жаворонков. — М.: НИПИ, 2012.
4. Заблоцкис, Е. Ю. Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее / Е. Ю. Заблоцкис. — М.: Тенериф, 2013.
5. Кантор, 3. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы подготовки кадров / 3. В. Кантор, И. П. Волкова, А. А. Богданова // Здоровьесберегающее образование. — 2014. - № 4. - С. 20-23.
6. Малофеев, Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя / Н. Н. Малофеев // Дефектология. — 2011. — № 4. — С. 3—17.
7. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83). - С.47.
8. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200
9. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С.136.
10. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в РФ и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2007 г. - Архангельск. - С. 96