Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рыночной экономики деятельность предприятий должна приносить прибыль, которая является и мотивом и конечной целью деятельности и позволяет, одновременно, удовлетворять интересы государства, предприятия, работников и собственников.
Исследование прибыли, разработка генеральной стратегии, а также анализ безубыточности ценовых решений – важная задача деятельности любого предприятия.
Значение прибыли велико, но абсолютная её величина, динамика не дают полного представления о результативности деятельности предприятия, так как не отражают степень использования ресурсов, с помощью которых эта прибыль получена. Поэтому критерием экономической эффективности производства, характеризующем степень его прибыльности является уровень рентабельности.
При этом, чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.
Следует отметить, что исследованию сущности прибыли и рентабельности посвящено много работ. Среди экономистов, которые в разное время занимались разработкой данной тематики можно выделить Л.Е. Басовского, Н.В. Войтоловского, Л.В. Доноцову, О.В. Ефимову, О.В. Ковалева, Г.В. Савицкую, А.Д. Шеремета.
В современных условиях идет постоянный поиск новых подходов в управлении стоимостью компании, в рамках такого подхода стоит задача определения критериев успешности бизнеса, что обусловливает актуальность исследования рентабельности в современных условиях.
Цель работы теоретическое исследование сущности и показателей рентабельности.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность рентабельности;
- рассмотреть показатели рентабельности;
- определить методику анализа позазателей рентабельности.
В качестве основных инструментов в достижении цели использовались методы количественного и качественного анализа, методы сравнения, группировки, коэффициентный метод.
1. Теоретические основы рентабельности
1.1 Сущность рентабельности
Прибыль выражает абсолютный эффект хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину.
Профессор Л.В. Прыкина подчеркивает, что это необходимо потому, что «прибыль не отражает эффективности хозяйственной деятельности и использования ресурсов, таким показателем является рентабельность» [10, с. 210]
Отметим, что в экономической литературе существует единодушие в трактовке рентабельности.
Приведем несколько определений.
Так, политическая энциклопедия трактует рентабельность (букв. – доходность, прибыльность, от нем. retabel – выгодный, прибыльный, доходный) как один из важнейших показателей экономической эффективности производства на предприятиях, в объединениях, отраслях экономики и в народном хозяйстве в целом. [13, с. 492]
В этом определении подчеркивается, что показатель рентабельности может служить характеристикой результативности деятельности на любом уровне: микро, мезо, в целом по экономике.
Профессор В.Я. Поздняков дает следующее определение «рентабельность является относительным показателем уровня доходности производственной деятельности». [2, с. 267]
Такой же позиции придерживается и профессор Н.А. Казакова, которая пишет, что «показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности компании» [5, с. 164-165]
Но здесь уже указывается, что существует не один, а много показателей рентабельности.
Коллектив авторов подчеркивает, что показатели рентабельности характеризуя относительную доходность, или прибыльность, измеряются процентах к затратам или ресурсам [1, с. 277].
То есть здесь уже прослеживается отнесение показателей рентабельности к более широкому понятию «эффективность», которая включает результативность не только финансовой, но и хозяйственной деятельности в целом.
Другие авторы подчеркивают, что рентабельность как показатель, показывает размер прибыли на единицу ресурсов [7, с. 134]
Таблица 1 - Обзор литературы на понятие рентабельность
Автор Сущность
Энциклопедия [13, с. 492] Рентабельность (букв. – доходность, прибыльность, от нем. retabel – выгодный, прибыльный, доходный) один из важнейших показателей экономической эффективности производства на предприятиях, в объединениях, отраслях экономики и в народном хозяйстве в целом.
Поздняков В.Я [2, с. 267]
Рентабельность является относительным показателем уровня доходности производственной деятельности.
Казакова Н.А. [5, с. 164-165]
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности компании.
Аверина О.И. [1, с. 277] Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность, или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам или ресурсам
Кобелева И.В., Ивашина Н.С. [7, с. 134] Рентабельность показывает размер прибыли на единицу потребляемых ресурсов
Савицкая Г.В. [12, с. 289] Рентабельность – степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса
Анализ, приведенных в таблице 1, определений позволяет сделать следующие предварительные выводы.
Все экономисты согласны с тем, что рентабельность это показатель:
- относительный;
- показывает прибыльность, эффективность деятельности;
- характеризует уровень доходности бизнеса;
- существует не один, а целая система показателей рентабельности.
Все показатели рентабельности получаются математическим методом деления. Однако с точки зрения экономистов и особенно важно подчеркнуть, что здесь сравнивается один абсолютный показатель с другим абсолютным показателем, а получаемый результативный показатель как раз и характеризует исследуемое явление.
В данной связи, можно предложить универсальную, общую формулу исчисления рентабельности:
(1)
где - различные показатели прибыли, например, формируемые в «Отчете о финансовых результатах»;
- это различные виды ресурсов, затрат, активов, капитала.
Все показатели рентабельности показывают, сколько того, что стоит в числителе, приходится на одну единицу того, что стоит в знаменателе. Поэтому они все характеризуют результативность, эффективность использования этих ресурсов, затрат, активов, капитала и др. Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или в процентах.
Приведенная формула подводит к выводу, что рентабельность, действительно, является частным случаем показателей эффективности.
Эффективность в широком понимании, есть соотношение конечного результата производства и затрат на его получение. Она выражает степень рациональности использования факторов производства с целью получения возможно большего количества экономических благ при наименьших затратах. Основными формами выражения эффективности производства являются технологическая, экономическая и социальная эффективность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник /О.И. Аверина, Е.Г Москалева, Л.А. Челмакина [и др.]. – 2-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2016. – 430 с.
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник /Под ред. проф. В.Я Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 617 с.
3. Васильева Л.С. Анализ финансовой отчетности: учебник /Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – Москва: КНОРУС, 2019. – 274 с.
4. Герасимова Е.Б. Анализ деятельности экономических субъектов: учебник /Е.Б. Герасимова. – Москва: ИНФРА-М, 2020.- 318 с.
5. Казакова Н.А. Финансовый анализ: учебник и практикум /Н.А. Казакова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 539 с.
6. Кальницкая И.В., Конюкова О.Г., Максимочкина О.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие /И.В. Кальницкая, О.Г. Конюкова, О.В. Максимочкина. – Омск: Издательство Образование-Информ, 2021. – 272 с.
7. Кобелева И.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учеб. пособие /И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 292 с.
8. Когденко В.Г. Экономический анализ. Анализ интегрированной отчетности: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» (квалификационная степень «магистр»), специальности «Экономическая безопасность» / В.Г. Когденко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 499 с.
9. Конищева М.А. Финансы организаций: учебное пособие /М.А. Конищева, О.И. Курган, Ю.И.Черкасова. – М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2018. – 382 с.
10. Корпоративные финансы и управление бизнесом: монография /коллектив авторов; под ред. Л.Г. Паштовой, Е.И. Шохина. – Москва: КНОРУС, 2020. – 400 с.
11. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров /Л.В.Прыкина. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2020. – 252 с.
12. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник /ГШ.В. Савицкая. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 608 с.
13. Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия. Гл. ред. А.М. Румянцев. – М., «Советская энциклопедия», Т. 2, 1975. – 560 с.
14. Экономический анализ: учебник /А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова, О.Г. Карпович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Суглобова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. – 439 с.