Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что оценка эффективности государственных программ помогает принять управленческие решения для увеличения результативности, качества и объемов государственных бюджетных услуг для граждан. Государственная программа - система мероприятий и положений, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития.
Правительство России признало, что треть государственных программ являются неэффективными. Их реализация не приводит к повышению результативности использования бюджетных средств. В связи с этим особо актуальными становятся: оценка эффективности госпрограмм, анализ проблем, возникающих при их реализации, и выработка предложений по исправлению ситуации.
Цель – анализ программы «Охрана окружающей среды Челябинской области» и оценка ее исполнения.
Задачи:
- рассмотреть особенности разработки реализации и оценки эффективности программы в области охраны окружающей среды Челябинской области;
- представить перечень программ в области охраны окружающей среды, разрабатываемых в регионе за последние 10-15 лет;
- рассмотреть нормативно-правовую базу ЦКП;
- произвести оценку состояние объекта программы;
- дать общую характеристику программы "Охрана окружающей среды Челябинской области";
- провести анализ реализации программы «Охрана окружающей среды Челябинской области».
1. Особенности разработки реализации и оценки эффективности программы в области охраны окружающей среды Челябинской области
Государственная программа предусматривает комплексное решение экологических проблем Челябинской области, отнесенных к сфере компетенции Минэкологии.
В рамках государственной программы планируется проведение реформы контрольно-надзорной деятельности, реализация основных положений ТСО, организация осуществления мер в сфере охраны атмосферного воздуха, водных объектов, растительного и животного мира, зеленых насаждений, по повышению экологической культуры населения Челябинской области на основе утвержденных и принимаемых нормативных актов.
Государственная программа направлена на достижение следующей цели: обеспечение экологической безопасности Челябинской области.
Задачи государственной программы:
- создание территориальной системы мониторинга атмосферного воздуха, формирование экологической комфортной городской среды;
- создание условий для внедрения на промышленных предприятиях Челябинской области НДТ по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- обеспечение соблюдения норм ПДВ в периоды НМУ;
- организация обращения с ТКО, сокращение объемов захоронения ТКО, максимальное вовлечение компонентов ТКО в повторное использование;
- ликвидация объектов накопленного экологического вреда;
- сохранение и улучшение качества воды водных объектов, используемых в рекреационных целях;
- обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
- сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов;
- озеленение территорий населенных пунктов Челябинской области;
- повышение эффективности КНД в области охраны окружающей среды;
- развитие экологической культуры населения Челябинской области.
Национальный проект «Экология» реализуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
На территории Челябинской области национальный проект «Экология» реализуется в рамках 6 региональных проектов. В их рамках проводится комплексная работа по улучшению экологической обстановки в регионе.
Региональный проект "Чистая страна" (изм. 18.02.2022 г.).
Региональный проект "Комплексная система обращения с ТКО" (изм.17.02.2022г.).
Региональный проект "Чистый воздух" (изм. 25.03.2022 г..).
Региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов" (изм. 10.02.2022 г.).
Региональный проект "Сохранение биоразнообразия и развитие экологического туризма" (изм. 05.03.2022 г.).
Региональный проект "Сохранение лесов" (изм. 25.02.2022 г.).
Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:
Достижение следующих целей и целевых показателей:
- эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов;
- кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязнённых городах;
- повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населённых пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;
- экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озёра Байкал и Телецкое;
- сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;
Решение следующих задач:
- формирование комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещённых к захоронению отходов производства и потребления;
- создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
- создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
- реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учётом сводных расчётов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду;
- применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;
- повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
- экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязнённых сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
- сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озёр Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры;
- сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн. гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для