Фрагмент для ознакомления
2
Тема1: «Основы налогообложения». «Налоговая система государства».
5.Проанализируйте понятия «налоговый контроль» и определите, чем оно отличается от понятия «налоговое администрирование».
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.
Реализация государством функции налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 2 НК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, относятся к предмету регулирования законодательства о налогах и сборах. Несмотря на то, что Кодекс не содержит определения налогового контроля, анализ его норм позволяет выявить отличительные особенности этого вида государственного контроля.
Контролировать законность в налоговой сфере государство поручает специализированным органам, которые именуются органами налогового контроля. Система таких органов не слишком обширна. По сути, Налоговый кодекс Российской Федерации называет две группы органов налогового контроля – налоговые и таможенные.
Специфика налогового контроля проявляется не только в объекте контроля и субъектном составе. В конце концов, контроль за соблюдением налогового законодательства в рамках своей компетенции в той или иной мере осуществляют различные государственные органы: от прокуратуры и Счетной палаты РФ до органов внутренних дел. Все эти органы, реализуя контрольные полномочия, так или иначе, вовлечены в работу по контролю за соблюдением налогового законодательства. Однако утверждать, что их деятельность связана с осуществлением налогового контроля, нельзя.
10. Приведите примеры принципов налогообложения, нашедших отражение в Налоговом кодексе РФ:
Основным критерием включения в состав налоговых принципов является придание ему законодательного статуса . Для ответа на данные вопросы проанализируем практику закрепления в Налоговом кодексе РФ принципов построения российской налоговой системы. Данному вопросу в основном посвящена статья 3 Кодекса. В данной статье установлены лишь некоторые, но при этом весьма важные для построения и функционирования российской налоговой системы принципы. В первом пункте фактически сформулированы три базовых принципа: принцип законодательного установления налогов и сборов, принцип всеобщности и равенства налогообложения, а также принцип платежеспособности
При рассмотрении основополагающих принципов налогообложения, прописанных в действующей редакции Налогового кодекса, обращает на себя внимание то обстоятельство, что там нет упоминания о таком важнейшем принципе, как справедливость в налогообложении. Между тем, в первоначальной редакции Кодекса данный принцип присутствовал, хотя и в несколько своеобразном виде. Он был объединен с принципом платежеспособности, сформулированный в ст.3 части 1 НК РФ как учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога «исходя из принципа справедливости
В пункте 6 статьи 3 изложен принцип определенности налогообложения. Суть этого принципа в Кодексе определена следующим образом: «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Речь в данном случае идет, на наш взгляд, о том, чтобы процесс исчисления, порядок и сроки уплаты каждого налога были изложены в законодательстве таким образом, чтобы каждый налогоплательщик мог в них разобраться. На наш взгляд, данное требование к законодательству сформулировано достаточно четко, но его абсолютное выполнение законодателем не вполне реально. Это подтверждает не только мировая, но и российская практика. Разобраться во всех хитросплетениях налогового законодательства возможно только лицам, имеющим специальную квалификацию и или подготовку. Исключительно в связи с этим широкое распространение во всем мире получил институт налогового консультирования.
В Кодексе принцип определенности налогообложения повторно изложен и в п.3 статьи третьей как требование к налогам и сборам иметь экономическое основание и не быть произвольными.
Практико – ориентированные задания
1. Транспортный налог
В силу ст. 358 НК РФ Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 361 НК РФ Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства
При использовании сервиса на сайте налоговой и применяя ставки в отношении Московской области получили следующий расчет.
Расчет налога за 12 мес. 2021 года на 1 автомобиль
Для транспортного средства:
Грузовые автомобили с количеством лет, прошедших с года выпуска, до 5 лет включительно
С мощностью двигателя (в лошадиных силах): 190
Ставка: 33 руб.0 коп.
Сумма налога составит: 6 270,00 ₽ (190*33)
Доя 17 автомобилей 106590 ₽
2. Налог на имущество организаций
В силу ст. 374 НК РФ Объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению.