Фрагмент для ознакомления
2
Предложения выписываются из текстов одного и того же автора!!!
В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Задание № 1. Выпишите по одному сложносочинённому предложению с разными союзами (соединительными, противительными, разделительными). Выделите предикативные основы; отметьте границы предикативных частей. Отметьте наличие добавочных оттенков значения у сочинительных союзов. Укажите, открытой или закрытой структуры каждое ССП.
[Перегнувшись через косяк, я заглянул внутрь часовни], и [оттуда на меня пахнуло торжественною тишиной брошенного храма]. – Предложение открытой структуры.
[Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом], но [теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос]. - Предложение закрытой структуры.
То[ скрипнет дверь], то[ тихо отворится калитка]. - Предложение открытой структуры.
Задание № 2. Выпишите два сложносочинённых предложения усложнённой структуры. Выделите предикативные основы; отметьте границы предикативных частей. Отметьте наличие добавочных оттенков значения у сочинительных союзов. Укажите, открытой или закрытой структуры каждое ССП.
[Взяв мою руку, Валек повел меня по какому-то узкому, сырому коридору], и, [круто повернув вправо, мы вдруг вошли в просторное подземелье]. - Предложение открытой структуры.
[Город утонул в лилово-туманной тени], и [только верхушки высоких тополей на острове резко выделялись червонным золотом, разрисованные последними лучами заката]. – Предложение открытой структуры.
Задание № 3. Выпишите по одному сложноподчинённому предложению нерасчленённого типа (местоимённо-соотносительное; с придаточным изъяснительным, субстантивно-атрибутивное). Выделите предикативные основы; отметьте границы предикативных частей. Укажите контактное слово в главной части и союзные средства связи.
Местоимённо-соотносительное предложение. [Теперь я мог приходить на гору, не стесняясь тем], (что члены «дурного общества» бывали дома).
Контактное слово в главной части – тем; союз что.
Предложение с придаточным изъяснительным. [Мне казалось], (что я ощущаю на ней Маруси и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и жадный).
Контактное слово в главной части – казалось; союз что.
Субстантивно-атрибутивное предложение. [Она сидела в том же положении, (в каком усадил её Валек), и все так же перебирала цветы].
Контактное слово в главной части – положении; союзное слово в каком.
Задание № 4. Выпишите по одному сложноподчинённому предложению расчленённого типа с придаточными разных типов. Выделите предикативные основы; отметьте границы предикативных частей. Установите тип придаточного. Укажите союзные средства связи.
[Я совсем соскучился], (так как не видеть Валека и Марусю стало уже для меня большим лишением). Придаточное причины, союз – так как.
(Пока я рассматривал гробницу, удивляясь странному назначению окна), [на гору вбежал запыхавшийся и усталый Валек]. Придаточное времени, союз – пока.
(Если б я изменил им, нарушив данное слово), [то не мог бы при встречи поднять на них глаза от стыда]. Придаточное условия, союз - если.
[Отец спросил у меня], (куда я ходил)... Придаточное места, союзное слово – куда.
(Хотя незнакомец, явившийся на сцену столь неожиданным и странным образом, подходил ко мне с беспечно-задорным видом, готовый вступить в драку), [все же, увидев его, я сильно ободрился]. Придаточное уступки, союз – хотя.
Задание № 5. Выпишите четыре сложноподчинённых предложения усложнённой структуры (последовательное, однородное, неоднородное, смешанное подчинение). Выделите предикативные основы; отметьте границы предикативных частей. Установите связь предикативных частей бинарных конструкций (тип придаточного, средства связи с главным).