Фрагмент для ознакомления
2
Вероятность наступления банкротства
Для прояснения ситуации оценим финансовое здоровье предприятия. Из анализа бухгалтерской отчётности радостными факторами являются рост выручки предприятия, впервые за три года обнаруживается в 2002 году прибыль по итогам года.
Один из основных показателей финансового благополучия - ликвидность. Начнём с такого показателя ликвидности, как рабочий капитал (Рк), тыс.руб.
Рк = Текущие активы - Краткосрочные обязательства
Рк2000 = 3251 - 5529 = - 2278
Рк2001 = 3588-6940 = - 3352
Рк2002 = 6925 - 10978 = - 4043
Данный показатель отрицателен на всём периоде рассмотрения. Причём превышение краткосрочных обязательств над текущими активами с каждым годом растёт (хоть темпы роста и стали замедляться). Данная тенденция крайне негативна: крупное предприятие при столь явственном недостатке финансовых средств вряд ли может работать успешно. Вероятно, увольнение части сотрудников и освобождение части финансовых средств на самом деле может стать неплохим вариантом.
Далее высчитаем текущую ликвидность по формуле 1 (см. выше):
Ктл2000 = 3251/5529 = 0,58
Ктл2001 = 3588/6940 = 0,52
Ктл2002 = 6925/10978 = 0,63
Отметим, что платёжеспособность предприятия этим коэффициентом подтверждается как низкая (ниже нормативного показателя - 1). Мы видим некоторый рост текущей ликвидности в 2002 году, но не можем говорить об однозначной положительной тенденции: в 2001 году по сравнению с 2000 Ктл снизился на 0,06, в 2002 году - вырос на 0,05. Возможно, такие колебания для предприятия - норма.
Чтобы точнее оценить платёжеспособность предприятия, рассчитаем его Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами КОос:
КОос = (Оборотные активы - Краткосрочные обязательства)/ Оборотные активы (4).
Существующие минусы:
Маркетинг. Факторы несостоятельности здесь:
- ошибочный прогноз спроса на продукцию: размеры подшипников изменены на предприятии не были; видимо, оставалась надежда на возобновление производства крупного автотранспорта;
- низкомаргинальный ассортимент продукции;
- неадекватное стимулирование сбыта, точнее - практически полное отсутствие такого стимулирования;
- проблемы с дистрибьютерами;
- неэффективность службы маркетинга;
- неблагоприятные изменения в сфере заказов: снижение их количества; расчёт бартером.
Современный уровень системы маркетинга на предприятии сам по себе можно уже назвать «фактором несостоятельности». Сегодня на рынке роль маркетинга очень велика, это один из определяющих моментов по уровню продаж, и его преобразование необходимо срочно.
Производство. Присутствуют следующие негативные моменты:
- несовершенная технология: настройка станков на другую продукцию фактически невозможна - негибкость технологии; технология смешанная (русское +немецкое производство); процент износа - уже 50%;
- сам формат предприятия, его площади сегодня - неэкономичны;
- технология неподходящая: клиентов под имеющуюся технологию практически нет;
- отсутствие системы исследований и разработок;
- отсутствие контроля качества продукции;
- низкий уровень производственного потенциала;
- низкое качество обслуживания, особенно по отношению к иностранным клиентам - в рамках недостаточного профессионализма работников.
Управление. Никакой конкретной информации о лидере, директоре завода, председателе совета директоров, у нас нет. Но в силу общего негативного представления, складывающегося о предприятии, мы можем предположить недостаточную его компетентность. Также сложный аспект - социальная обстановка на предприятии.
Кейс №2.
SWOT-анализ
Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной.
Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей). Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния.