Фрагмент для ознакомления
2
Дифференцированное обучение
Цели урока:
• Обобщать знания детей по теме: «Местоимение»;
• Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;
• Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.
Задачи урока:
• Учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать;
• Взаимовыручку, активность, формировать положительную;
• Мотивацию к обучению.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского языка (УМК «Школа России» авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е), тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы дифференцированного характера.
Ход урока
1. Организация класса.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Это девиз нашего урока, к нему мы будем обращаться во время работы на уроке. (Девиз высвечивается на слайде №1).
Сегодня мы заканчиваем работу над темой «Местоимение». (Слайд №2).
2. Актуализация знаний детей.
2.1. Выборочный диктант.
Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.
а) Она весну встречает,
Серёжки надевает.
б) А потом ты покатился
И назад не воротился.
в) Как пустился я по улице бежать…
г) Стул чинил сегодня мастер,
Клеил его и красил.
д) Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
е) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.
ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.
- Сколько слов вы выписали? (7).
- Проверьте себя:
(на слайде №3 высвечиваются местоимения: она, ты, я, его, мы, их, меня).
2.2. Беседа по вопросам:
- Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями?
- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?
(на слайде №4) слова:
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
3. Обобщение изученного материала о личных местоимениях.
Индивидуальная работа по карточкам:
- Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.
Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.
- Сколько предложений?
- Найдите основу каждого предложения.
- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?
(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).
Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете? (проверка по слайду №5).
Лицо Число
Единственное Множественное
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он, она, оно они
- Как склоняются местоимения?
4. Практическая работа.
Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.
На слайде №6.
Падежи Вопросы я ты мы вы он он оно они
И.п. кто?
Р.п. кого?
Д .п. кому?
В.п. кого?
Т.п. кем?
П.п. о ком?
5. Проверка выполнения задания:
- Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).
Проверить правильность выполнения работы по слайду №7.
Падежи Вопросы я ты мы вы он она оно они
И. п. кто? я ты мы вы он она оно они
Р.п. кого? меня тебя нас вас его её его их
Д. п. кому? мне тебе нам вам ему ей ему им
В.п. кого? меня тебя нас вас его её его их
Т.п. кем? мной тобой нами вами им ею им ими
П.п. о ком? обо мне о тебе о нас о вас о нём о ней о нём о них
6. Работа в дифференцированных парах.
А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.
(Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).
1 вариант.
Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.
2 вариант.
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.
3 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
(Проверка исполнения работы в парах).
Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Какие местоимения встретились в физкультминутке?
(ты).
7. Работа по дифференцированным группам (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями).
1 группе.
Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Интересная загадка.
Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.
Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.
2 группа.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.
3 группа у доски.
Исправить ошибки в словосочетаниях:
Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.
8. Словарная работа.
- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.
Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.
(слова на слайде № 8). (Оно, он, ей, я, я.)
- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).
Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).
9. Работа по развитию речи.
Задание «Редактор» (слайд № 9).
Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.
Я учусь в шестом классе. У меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать замечаний.
10. Итог урока.
Рефлексия урока.
Какую тему мы повторяли на уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?
Оценки:
Пед.мастерская
Тема: Указательные местоимения.
Цели:
1. познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;
2. развивать навыки работы с текстом;
3. воспитывать чувство любви к родине.
Ход урока.
I Орг. момент.
II Фронтальный опрос.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что такое местоимение?
- Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.
III. Проверка домашнего задания.
А теперь проверим, научились ли вы правильно писать местоимения? Проведём дуэль. У доски работают два человека, записывают местоимения, кто больше напишет правильно, тот и победил:
Кто-то, кое-кого, некоторый, никто, ничей, кое-что, какой-нибудь, не у кого.
Следующие 2 человека по очереди объясняют правописание.
- Какие здесь встретились разряды местоимений?
IV. Актуализация знаний.
-Но мы знаем, что остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна. Она сегодня не только время года, но и художница. Как же это? Внимание на слайд (текст распечатан) Слайд 2
1. Работа с текстом.
1)Что случилось с природой?
2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил.
3)Потрудилась Художница-Весна!
4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.
5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку.
6)Таким же цветом покрыла лес
7)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака.
8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.
9)Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.
-Почему же весна – художница?
Словарная работа. Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно обозначает? Слайд 3 (живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов)
- Запишите его в Справочник любым цветом. У меня на слайде вот такой орнамент. Разные орнаменты буду сопровождать нас весь урок.
- Выпишите из текста словосочетание со словарным словом, разберите его (у доски 1 человек).
V Объяснение нового материала.